Корин Павел (1892-1967)
Юноша, вылезающий из воды. Копия с картины А. Иванова «Явление Христа народу». Фрагмент
1920
Размер - 195 x 146,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6717
Поступило по завещанию П.Т. Кориной. 1999
После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества П.Д. Корин все еще не был удовлетворен собственным уровнем мастерства и в течение почти десяти лет продолжал учиться уже самостоятельно. Три года он регулярно посещал анатомический театр в МГУ, чтобы досконально изучить строение человеческого тела, как он сам писал – «архитектуру человека». По его мнению, только полное знание и понимание анатомии дает художнику настоящую свободу творчества, независимость от собственного неумения.
Кроме занятий пластической анатомией, П.Д. Корин в тот период много внимания уделял копированию как способу изучения скульптуры эпохи Возрождения и Античности. Чаще всего он рисовал и делал обмеры произведений из коллекции гипсовых слепков Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина).
Одним из величайших художников в мировом искусстве Корин считал Александра Иванова. С 1920 по 1925 год П.Д. Корин копировал фрагменты его «Явления Христа народу», чтобы лучше понять творческий метод великого художника, его рисунок и способы построения форм. Для этих целей колористическое соответствие не требовалось, и копии выполнены хоть и маслом, но в виде подцвеченного сепией рисунка. Однако и в тоновом решении П.Д. Корин передал цветовое соотношение разными оттенками серых и коричневатых цветов.
Первой работой, написанной в этой серии, стала копия фрагмента с юношей, вылезающим из воды. На картине Александра Иванова юноша изображен на первом плане, в левой части. Выполняя копию, П.Д. Корин в первую очередь изучает работу А.А. Иванова с анатомическим построением тела – он подчеркивает строение мускулатуры сухими, тонкими мазками-штрихами и очерчивает контуры фигур четкой линией. В отличие от практически монохромных поздних копий, эта работа дополнена зеленоватыми тонами воды и камня, на который опирается юноша.
Выполнение копий помогло П.Д. Корину понять, как А.А. Иванов работал с пластикой человеческого тела в своих картинах, а также изучить способы компоновки фигур и возможности взаимодействия разных персонажей и их групп в многофигурной картине, лучше понять значение в композиции жестов, поз и разных ракурсов.