Корин Павел (1892-1967)
Архиепископ Владимир (Соколовский). Этюд
1931
Размер - 190 x 97
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6715
Поступило по завещанию П.Т. Кориной. 1993
Портрет архиепископа Владимира – один из образов, созданных П.Д. Кориным для его картины «Реквием. Русь уходящая». Идея создания этой картины зародилась в сознании художника, когда он в 1925 году побывал на похоронах патриарха Тихона. Прощание с патриархом произвело огромное впечатление на П.Д. Корина, он был поражен огромным стечением людей, непрерывно идущих ко гробу патриарха, и ощущением трагизма от того, что безвозвратно уходила былая Русь с ее духовностью и укладом. Художник решает запечатлеть происходящее в грандиозной картине, работу над которой он начинает во второй половине 20-х годов и не прекращает вплоть до своей кончины в 1967 году.
Для картины «Реквием» П.Д. Кориным было написано большое количество этюдов, многие из которых можно считать самостоятельными произведениями и отнести к подлинным шедеврам портретного искусства.
Над образом митрополита Владимира (Соколовского) П.Д. Корин работал в течении нескольких лет. Павла Дмитриевича восхищала его стать, умение держаться. Вдохновляло П.Д. Корина и живописное облачение епископа, украшенное уральскими камнями. В блокнотах художника сохранились карандашные рисунки, сделанные с митрополита Владимира во время богослужения, самый ранний из которых датирован 1917 годом. Впоследствии Павел Дмитриевич создает два живописных этюда, в более раннем из которых он подробно прорабатывает лицо владыки. Представленный живописный портрет был создан позже, уже в 1931 году. Лицо архиепископа здесь едва намечено, основное внимание художник сосредотачивает на воспроизведении особой атмосферы богослужения, в котором участвует владыка, и пытается передать красоту мерцающего в полумраке облачения. На этом портрете образ архиепископа Владимира словно выступает из полумрака, окруженный дымом от кадила и светом лампад, который проходит через их цветные стекла. Этот образ наполнен почти мистическим смыслом, он словно стоит на грани реального и духовного мира.