В 1925 году Павел Корин попал на похороны патриарха Тихона, и это событие оказало большое влияние на его творчество. П.Д. Корин был поражен той трагической атмосферой, которая царила во время похорон, его впечатлила толпа идущих непрерывным потоком ко гробу патриарха людей. У художника появляется желание запечатлеть все происходящее, в его сознании прорисовывается замысел будущей большой картины, идею которой П.Д. Корин уже давно искал. Вскоре после этого появляются первые зарисовки композиций будущего полотна. Павел Дмитриевич понимает современные ему события русской истории как апокалиптическое явление и представляет свою будущую картину в виде эсхатологического шествия людей. Первые варианты композиции он называет «Исход в Иосафатову долину Страшного суда», тем самым сравнивая события русской истории с библейским сюжетом, согласно которому в Иосафатовой долине будет происходить последний суд над людьми.
Художник выстраивает композицию в виде шествия. На фоне огромного пустынного ландшафта с разных сторон движутся потоки людей, воодушевленных верой в грядущего Спасителя.
На первом плане композиция разделена на несколько смысловых групп. В левой части, слегка обособленно, изображена небольшая группа, которую возглавляет Гервасий Иванович, стосемилетний старик, случайно встреченный Кориным и впечатливший его историей своей жизни. Рядом с Гервасием Ивановичем изображены отроки, зарисованные, вероятно, с алтарников, прислуживающих в храме во время богослужений, и протодьякон Холмогоров, воздевший руку с кадилом и держащий в другой руке свечу. В центре композиции группа людей, во главе которой изображен митрополит Трифон Туркестанов, неизвестная игуменья и странники, зарисованные на похоронах патриарха Тихона. Здесь присутствуют не только изображения людей, но и образы херувимов. Над фигурами возвышается раскрытая книга – символ христианского учения и весы, на которых будут взвешены добрые и дурные дела людей. Помещенный рядом с митрополитом Трифоном юродивый указывает путь в Царство Божие. За спинами главных персонажей движутся тянущиеся к горизонту нескончаемые потоки людей.
В дальнейшем композиционный замысел картины изменяется и из шествия превращается в мотив предстояния. От первоначальной абстрактной идеи, наполненной большим количеством библейских реминисценций, П.Д. Корин уходит в сторону большей конкретики и реалистичности, помещая героев своей картины в пространство Успенского собора. Более конкретными становятся и персонажи его картины, над портретами которых он работает в течении нескольких лет.