В 1925 году Павел Корин попал на похороны патриарха Тихона, и это событие оказало большое влияние на его творчество. П.Д. Корин был поражен той трагической атмосферой, которая царила во время похорон, его впечатлила толпа идущих непрерывным потоком ко гробу патриарха людей. У художника появляется желание запечатлеть все происходящее, в его сознании прорисовывается замысел будущей большой картины, идею которой П.Д. Корин уже давно искал. Вскоре после этого появляются первые зарисовки композиций будущего полотна. Павел Дмитриевич понимает современные ему события русской истории как апокалиптическое явление и представляет свою будущую картину в виде эсхатологического шествия людей. Первые варианты композиции он называет «Исход в Иосафатову долину Страшного суда», тем самым сравнивая события русской истории с библейским сюжетом, согласно которому в Иосафатовой долине будет происходить последний суд над людьми.
Представленный эскиз является прорисовкой фрагмента композиции задуманной картины. На первом плане изображен стосемилетний старик Гервасий Иванович. Образ Гервасия Ивановича входит в группу ключевых персонажей и неизменно присутствует во всех вариантах эскизов картины. Рядом с Гервасием Ивановичем изображены отроки, зарисованные, вероятно, с алтарников, прислуживающих в храме во время богослужений. На втором плане - протодьякон Холмогоров, поднявший вверх руку, держащий за край ленту ораря, и словно собирающийся произнести богослужебный возглас. Над фигурами возвышается раскрытая книга – символ христианского учения.
В дальнейшем композиционный замысел картины изменяется от первоначальной абстрактной идеи, наполненной большим количеством библейских реминисценций, в сторону большей конкретики и реалистичности.