Врубель Михаил (1856-1910)
Портрет С.И. Мамонтова
1897
Размер - 189 x 143,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5622
Поступило из собрания М.П. Рябушинского. 1917
Портрет Саввы Мамонтова (1841–1918) – крупного промышленника и мецената, организатора Абрамцевского кружка – был написан Михаилом Врубелем в январе-феврале 1897 года. Врубель познакомился с Мамонтовым и вошел в содружество окружавших его художников в октябре 1889 года, а в декабре переехал в московский дом мецената, где в его кабинете, служившей одновременно мастерской, написал картину «Демон (сидящий)», 1890. Врубель был деятельным участником Абрамцевского кружка, экспериментируя с майоликой в Абрамцевской гончарной мастерской, оформлял спектакли в мамонтовской антрепризе – Русской частной опере.
В портрете Мамонтова художник воплощает тему величия и трагизма духа. Изображение успешного человека, наделенного недюжинной деловой хваткой, творческой энергией и художественным чутьем, несет в себе острый драматизм. Он ощущается в сочетании импозантной фигуры портретируемого и той неудобной позы, в которой он сидит с поджатой ногой и рукой, судорожно задерживающей неустойчивое движение. Этот трагизм можно почувствовать в резких тревожных контрастах светлых и темных цветовых и световых пятен, подчеркнутых антуражем изысканного кабинета со скорбящей женской фигурой испанского скульптора Мариано Бенльюре, замыкающей вверху центральную вертикаль композиции. Портретируемый словно прижат к спинке кресла пластроном рубашки. Лицо искажено конвульсией внутренней боли. В работе проявился дар провидения Врубеля, который передает в портрете таинственное знание о близком трагическом переломе в жизни Мамонтова. Через пару лет его постигнет арест, финансовый крах, полное разорение, после чего он так и не сможет оправиться.
Созданный художником портрет производил очень сильное впечатление. Мамонтов перевез его из дома на Садово-Спасской в свою усадьбу на Бутырках, где продолжала работать, перемещенная им из Абрамцева, керамическая мастерская. Картина удовлетворяла и самого автора, весьма строго и взыскательно относившегося к своим произведениям. В письме к жене Надежде Забеле-Врубель художник делился впечатлением от портрета, который вновь увидел в 1904 году на Бутырках: «Портрет С.И. действительно как экспрессия, посадка, сила лепки и вкусность аксессуаров прямо очаровали меня. В высшей степени смелая и красивая техника и не мазня, а все, что сделано более, чем правдиво, – красиво и звучно». Портрет Мамонтова вошел в историю русского искусства и как одна из самых значительных работ в творчестве Врубеля, и в качестве одного из выдающихся произведений в искусстве русского символизма рубежа веков.