Боголюбов Алексей (1824-1896)
Савона
1879
Размер - 18 x 26,8
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5795
Поступило из Музея-усадьбы "Михайловское". 1921
Потомственный дворянин, внук писателя Александра Радищева, Боголюбов предпочел карьере моряка творческий путь художника-пейзажиста. Выпускник Императорской Академии художеств, он был удостоен большой золотой медали, затем совершенствовал свое мастерство в Италии, Швейцарии и Франции. Боголюбов известен, прежде всего, как создатель марин и исторических батальных полотен, представляющих сражения, в которых участвовал русский флот. Не менее важную часть его творческого наследия составили природные и городские ландшафты, исполненные в России и за рубежом. С начала 1870-х годов Боголюбов постоянно жил в Европе, большей частью в Париже, где у него была мастерская, но ежегодно приезжал в Россию. В 1873 году он вступил в ТПХВ и активно сотрудничал с Товариществом до конца жизни.
Значительное влияние на становление пейзажной манеры Боголюбова оказали французские пейзажисты, в том числе Эжен Изабе и мастера барбизонской школы. Усвоив многие достижения современного ему европейского искусства, художник выработал собственный стиль этюдного пейзажа. Свободная манера письма и внимание к правдивой передаче световоздушной среды отражают тяготение Боголюбова к импрессионистической живописи. Вместе с тем, он остается верен классической традиции жанра. Натурные этюды мастера отличаются продуманностью композиции, тщательностью живописной проработки и почти картинной завершенностью.
В конце 1880 года Боголюбов совершил путешествие на средиземноморское побережье Франции, посетил Геную, Специю, Савону, где много работал с натуры. Центром композиции картины является одна из знаменитых средневековых башен города, представленная со стороны портовой набережной. Изображение яркого солнечного дня редко встречается среди этюдов Боголюбова. Художник признавался, что улавливал солнце только при серой погоде, а потому предпочитал сдержанную красочную палитру с преобладанием холодных оттенков. Не изменяя себе и в этом случае, живописец достиг полнозвучной чистоты и почти акварельной прозрачности цветов, передающих насыщенную голубизну южного неба, белые и розоватые стены зданий, мерцающую под лучами солнца воду залива.