Боголюбов Алексей (1824-1896)
Дорожка. Экуан
1880
Размер - 26,8 x 17,9
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.15101
Приобретено у О.П. Алексеевой. 1935
Потомственный дворянин, внук писателя Александра Радищева, Боголюбов предпочел карьере военного моряка творческий путь художника-пейзажиста. Выпускник Императорской Академии Художеств, он был удостоен большой золотой медали, затем, как пенсионер Академии художеств совершенствовал свое мастерство в Швейцарии и Франции, пользовался советами Александра Калама и Эжена Изабе. В 1860 году Боголюбов получил звание профессора «по живописи морских видов» и несколько лет преподавал в Академии художеств, стремясь возродить класс пейзажной живописи. С начала 1870-х годов Боголюбов постоянно жил в Европе, большей частью в Париже, где у него была мастерская, но ежегодно приезжал в Россию. В 1873 году он вступил в ТПХВ.
В 1870-е - 1880-е годы Боголюбов полностью отдал себя пленэрной живописи, выработав собственный стиль этюдного пейзажа. Он постоянно писал виды с натуры в окрестностях Парижа и на северном французском побережье. В сентябре 1880 года, после очередной поездки на родину, художник уехал в расположенный неподалеку от Парижа городок Экуан, где исполнил ряд этюдов, два из которых купил Павел Третьяков. Сохраняя в подобных работах непосредственность первого впечатления, художник достигал его образной полноты, благодаря чему этюды приобретали картинные свойства и высоко ценились как самостоятельные произведения.
Мотив сельской дороги, уходящей вдаль – один из излюбленных в европейской пейзажной живописи уже с XVII века, не только позволял показать глубину и характер пространства, но и выразить символические смыслы и эмоциональные оттенки восприятия природы, связанные с человеческими чувствами. Среди русских пейзажистов второй половины XIX века ему отдали дань Алексей Саврасов, Федор Васильев, Иван Шишкин, Исаак Левитан. В небольшом этюде Боголюбова этот мотив наделен камерным характером и лирическим настроением. Камертоном здесь становится маленькая человеческая фигурка, которую невольно провожаешь взглядом. Подобный мотив и настроение можно встретить у Левитана в его ранней картине «Осенний день. Сокольники» (1879), которую также приобрел Третьяков.