Боголюбов Алексей (1824-1896)
Венеция
1870-е
Размер - 38 x 51
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-265
Поступило от Дирекции выставок и панорам. 1963
Потомственный дворянин, Боголюбов был внуком Александра Радищева – известного русского писателя и государственного деятеля. Боголюбов закончил Морской кадетский корпус, служил во флоте, но тяга к живописи оказалась сильнее. В 1850 - 1853 годах Боголюбов учился в Императорской академии художеств как вольнослушатель у профессора пейзажной живописи Максима Воробьева и мастера батальной картины Богдана (Готфрида) Виллевальде. Присужденная художнику большая золотая медаль дала право на длительную пенсионерскую поездку за рубеж, в которую он отправился в 1854 году.
Призванием Боголюбова стал жанр марины – художник никогда не забывал о том, что он моряк, и по праву гордился своим знанием морской стихии и кораблей. Он с нетерпением ждал встречу с Италией, в том числе с Венецией, хорошо знакомой русским художникам по картинам мастеров городской ведуты XVIII века. В Дрезденской галерее, где пенсионеры Академии художеств побывали во время путешествия, Боголюбова увлекли работы Антонио Каналя (Каналетто), прежде всего его виды Венеции. «Последнюю я, подражая Айвазовскому, беспощадно валял еще в Петербурге с гравюр, а потому, увидав мастеров, сознал всю подлость своей живописи, горя нетерпением скорее туда отправиться», – так описывал мастер на склоне лет художественные впечатления и заблуждения своей молодости.
Реальная Венеция сразу же оправдала ожидания Боголюбова: «Наступил теплый венецианский вечер, выплыла, как нарочно, полная луна, ночь упала, как занавес, и тут-то Венеция еще более мне понравилась. Черные гондола серебрили поверхность канала Гранде и лагун. Все покрылось тонким голубоватым флером». Картина, исполненная по следам путешествия, относится к наиболее романтическим произведениям кисти пейзажиста, стремившегося передать в живописи яркий диск луны и его отраженное сияние в облачном небе и на воде. Мастер световоздушной перспективы, Боголюбов неизменно предпочитал серебристо-серые и голубоватые тона теплым краскам, традиционно связанным с образом итальянской натуры.