Боголюбов Алексей (1824-1896)
Овер близ Парижа
1881
Размер - 26,2 x 40,5
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-810
Поступило из Госфонда. 1972
Потомственный дворянин, внук писателя Александра Радищева, Боголюбов предпочел карьере моряка творческий путь художника-пейзажиста. Выпускник Императорской Академии художеств, он известен, прежде всего, как создатель марин и исторических батальных полотен с изображениями морских сражений. Художник также внес большой вклад в развитие пленэрной пейзажной живописи.
Значительное влияние на становление пейзажной манеры Боголюбова оказали французские мастера, в том числе Камиль Коро, Эжен Изабе и представители барбизонской школы. Французские пейзажисты познакомили его с живописными приемами, позволявшими добиться натуральности впечатления без использования условных колористических эффектов и гладкого письма, и, хотя товарищи по Академии художеств упрекали его в отступничестве от традиционных правил, Боголюбов шел своей дорогой. Усвоив многие достижения современного ему европейского искусства, он сумел выработать собственный стиль этюдного пейзажа. Непосредственность и правдивость впечатления в его натурных работах соединяются с цельностью и выразительностью образа.
Пейзажист регулярно показывал свои картины на передвижных выставках в Санкт-Петербурге. Обозреватель одной из них, характеризуя работы мастера, а также произведения его товарищей, в том числе Ивана Шишкина, Василия Поленова, Александра Киселёва, отмечал, что они «не эффекционисты», то есть не стремятся «во что бы то ни стало поражать блеском и исключительными эффектами».
Основной тематикой произведений Боголюбова в 1880-е годы стали виды окрестностей Парижа и нормандского побережья. Мягкие краски французской природы вполне отвечали его колористическому дарованию. По словам живописца, он улавливал солнце только при серой погоде, а потому предпочитал ездить на этюды в осенние месяцы. В 1881 году он «всласть поработал этюды в Овере на реке Уазе, где когда-то жил знаменитый Добиньи». При всем увлечении работами французского пейзажиста, Боголюбов воплощает в картине собственное видение натуры. Небольшой по размеру холст вмещает в себя обширное пейзажное пространство, уводящее взгляд далеко в глубину. Характерная для Боголюбова серовато-голубоватая гамма красок передает изменчивую атмосферу пасмурного дня.