Боголюбов Алексей (1824-1896)
Трепор. Нормандия
Вторая половина 1870-х
Размер - 48 x 73,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.25579
Поступило из Государственного Музейного фонда. 1927
Потомственный дворянин, внук писателя Александра Радищева, Боголюбов предпочел карьере моряка творческий путь художника-пейзажиста. Выпускник Императорской Академии Художеств, он совершенствовал свое мастерство в Италии, Швейцарии и Франции и в 1860 году был удостоен звания профессора «по живописи морских видов».
Творчество Боголюбова охватывает несколько периодов в истории русской пейзажной живописи XIX века. Произведения художника отразили стилевую эволюцию жанра от романтического пейзажа середины столетия до реалистического отображения природы в искусстве 1870–1880-х годов. В 1873 году Боголюбов вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, тесную связь с которым он сохранил до конца жизни. С начала 1870-х годов Боголюбов жил в Париже, ежегодно приезжая в Россию. На своей родине, в Саратове, он основал художественный музей, куда пожертвовал значительную часть своих произведений и собственную коллекцию.
Боголюбов заботливо опекал молодых пенсионеров Академии художеств, находившихся в Париже. В его парижской мастерской собирался кружок русских художников, в том числе Илья Репин, Василий Поленов, Алексей Харламов, Константин Савицкий, Василий Верещагин. Сердечный и щедрый на добрые дела хозяин устраивал им выгодные заказы и оказывал помощь. По его совету молодые живописцы выезжали летом на этюды в Нормандию. Василий Поленов вспоминал об уроках мастера: «Работая с натуры летом вместе с ним и сравнивая свои этюды с его мастерскими произведениями, я научился в несколько часов большему, чем работая месяцы один».
Сам Боголюбов в 1870–1880-е годы постоянно писал пейзажи с натуры в Нормандии, в том числе в портовом городке Трепор, известном в то время морском курорте, расположенном на берегу Ла-Манша. На картине с видом Трепора вдали видны меловые горы – одна из природных достопримечательностей нормандского побережья. На их фоне возвышается собор в окружении городской застройки. Значительные размеры полотна и композиция, позволяющая обозревать обширное пространство – довольно редкий пример среди французских работ художника, предпочитавшего писать в это время небольшие этюды. Но и здесь Боголюбов сохраняет свою приверженность к естественности в передаче световоздушной среды и использует приемы, характерные для пленэрной живописи.