Любовь к природным мотивам проявлялась во многих работах художницы Марии Васильевны Якунчиковой-Вебер. Одним из примеров является панно «Осинка и елочка».
Жизнь Марии Васильевны сложилась так, что по состоянию здоровья – из-за рано обнаруженного хронического туберкулеза – она могла жить в России только летом, а зимы проводила за границей, во Франции и Швейцарии. Сохранились живописные работы, изображающие простые русские пейзажи, например
«Сосенка»,
«Осень»,
«Часовня в Наре». С 1895 года Якунчикова увлеклась выжиганием по дереву, совмещая в своих работах новую технику и живопись, но мотивы остались прежними – художница часто изображала типичную для России природу.
Сохранились воспоминания А.В. Гольштейн, свекрови художницы: «Ее любовь к русской природе была глубокой. В конце концов, ведь от всего, что она писала, веяло всегда чем-то русским, каков бы ни был ее рисунок…». Безусловно, лесной мотив на панно ассоциируется с русской природой. Позже, находясь в пансионе в Шамони, Якунчикова в письмах к Елене Дмитриевне Поленовой восхищалась: «Здесь я очутилась неожиданно в райском одиночестве, во мху, чернике, землянике, елках, густой траве – эссенции запахов России, с отсутствием всяких чуждых ассоциаций французской природы…». Благодаря сохранившимся художественным произведениям и письмам можно лишь убедиться, насколько родной и близкой была для художницы русская природа, насколько большую роль она сыграла в ее творчестве.
Глубина изображения на панно достигается при помощи контраста между ясным голубым небом, освещенными солнцем облаками и темной зеленью леса. Разнообразие оттенков зелени, отчасти уже по-осеннему желтеющей, придает изображению живость и «подвижность». А.А. Фёдоров-Давыдов говорил о выжженных на панно линиях, что «…в самой их углубленности образуются некоторые тени, сообщающие изображенному мотиву своеобразную “воздушность”». Техника, использованная художницей, стала как бы ее визитной карточкой. Известно, что Мария рисовала выжиганием прямо с натуры, лишая себя шанса на правки или изменения в работе. При этом создание правильного рисунка требовало наблюдательности и твердого сознательного взгляда на предметы, чего Якунчикова добилась в совершенстве.