Якунчикова-Вебер Мария (1870-1902)
Из окна старого дома. Введенское
1897
Размер - 89,3 x 107,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1581
Приобретено Советом галереи у Л.Н. Вебера. 1910
Мария Якунчикова-Вебер – один из самых тонких и лиричных художников Серебряного века. Ее творчество и судьба совпали с мироощущением эпохи fin de siecle. В 18 лет узнать о неизлечимой болезни, туберкулезе, - страдать и молится, отчаиваться и вновь воскресать. Навязчивые мысли о смерти, самозабвенное занятие искусством – единственной отрадой; жизнь между Россией, которую так любила, и вынужденным лечением в Европе. Сам образ Якунчиковой – хрупкий, надломленный, будто символ Серебряного века, интонирующий от тихоструйных мелодий до гротескных аккордов. Себя же она ассоциировала с белым лебедем, чистым, непорочным существом, почти автопортретом запечатлев его на обложке дягилевского журнала "Мир искусства".
Более всего ее сердце грустило об имении Введенское, где она была по-настоящему беззаботна и счастлива в детстве. Тогда же это имение будет продано, что стало настоящей драмой для девочки. Новый владелец Введенского, граф Сергей Шереметьев, предоставил ей в 1894 году все условия для работы, тогда же было написано небольшое произведение «Введенское. Колоннада и парк из окна” (частное собрание) – своеобразный пролог к картине 1897 года. Необычен композиционный прием – вид сквозь колонны на уходящий к горизонту пейзаж. Вечернее небо, подернутое лучами предзакатного солнца, опускающегося на изумрудные поля, гряду леса вдали, рождает состояние спокойствия и одновременно грусти.
Якунчикова словно одна из первых услышит тот звук лопнувшей чеховской струны из "Вишневого сада" и начнет в своих полотнах ностальгировать об ускользающей дворянской культуре, воспетой Тургеневым, о той лениво-барственной беспечности, о днях, что наполняли радостью и солнечными зайчиками жизнь обитателей усадьбы.