Якунчикова-Вебер Мария (1870-1902)
Церковь в старой усадьбе. Черемушки, близ Москвы
1897
Размер - 64,4 x 46
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1588
Приобретено Советом галереи у Л.Н. Вебера. 1910
Усадьбу Черёмушки-Знаменское Василий Иванович Якунчиков, отец Марии Васильевны Якунчиковой, приобрел в 1880 году у потомков рода Меншиковых. После смерти хозяина имение по наследству перешло во владение его младшего сына, Николая Васильевича Якунчикова, пока в 1917 году не было национализировано.
Архитектурные мотивы и детали, как и виды усадьбы Черёмушки, неоднократно встречались на полотнах Якунчиковой, например в работах «У стен Саввина Звенигородского монастыря», «Из окна старого дома. Введенское», «Пруд (Парк в Черёмушках)». Художественный и театральный деятель Сергей Дягилев писал о Марии Васильевне: «…милый поэт русских лесных лужаек, сельского кладбища с покосившимися крестами, монастырских ворот и деревенского крылечка…».
Церковь во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы, расположенную на территории Черёмушек, Мария Якунчикова изобразила в один из своих приездов в Россию в 1897 году. На тот момент она уже несколько лет жила за границей – состояние здоровья художницы требовало постоянного наблюдения и лечения, она была больна туберкулезом, который и стал причиной ее ранней смерти всего через пять лет после создания этого полотна. Однако Якунчикова находила в себе силы для поездок в Россию, чтобы набираться, по словам Дягилева, «русским духом», вплоть до осени 1899 года.
«В ее душе, сердце, уме навсегда осталась и всегда жила природа и дух старой дворянской усадьбы…» – писала в своих воспоминаниях о художнице А.В. Гольштейн, ее свекровь. Старинным усадебным духом веет от холста, на котором однокупольная церковь XVIII века изображена в импрессионистической манере – солнечными бликами высвечены небольшие участки на стенах здания и на дорожке, ведущей к входу, высокие старые деревья, окружающие ее, дают уютную полутень, плавные линии стен, стволов, куполов создают иллюзию движения света.