Якунчикова-Вебер Мария (1870-1902)
Чехлы
1897
Размер - 73,5 x 56,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1585
Приобретено Советом галереи у Л.Н. Вебера. 1910
Настроение, созданное в картине «Чехлы» Марии Якунчиковой, звучит проникновенными нотами ностальгии по детству и юности, связанным с родным домом на Средней Кисловке. Незадолго до написания полотна, в 1897 году, художница вышла замуж. Отчий дом Якунчикова покинула еще в 1889, уехав в Европу, возвращаясь лишь на летние месяцы. Немыми призраками прошлого предстают эти белоснежные чехлы, «саван» счастливой, беззаботной жизни. Безмолвные чехлы, уснувшие свидетели прошлого, но в конце анфилады виднеется едва заметный огонь свечи, который может восприниматься как символ надежды для смертельно больной Якунчиковой.
На полотне опустевшая гостиная, где будто слышится и звонкий смех, и музыка, что звучала в исполнении братьев Рубинштейнов в гостях у отца Василия Ивановича Якунчикова – одного из инициаторов создания Московской консерватории. Сам он любил игру на скрипке, а мать, Зинаида Николаевна (урожденная Мамонтова), брала уроки фортепиано у молодого композитора А.Н. Скрябина. Дом всегда был полон гостей, среди которых – любимый кузен Константин Алексеев (Станиславский).
Но хрустальные люстры уже не засверкают, и в вазах на камине не будут благоухать лилии... Любимый дом превратился уже в видение прошлого. Якунчикова будто улавливает настроения, которые наполнят полотна мастеров объединения «Союз русских художников» грустью об ускользающем мире счастливого усадебного прошлого.