Якунчикова-Вебер Мария (1870-1902)
У стен Саввина Звенигородского монастыря
1897
Размер - 63,6 x 49,3
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1582
Приобретено Советом галереи у Л.Н. Вебера. 1910
Мария Якунчикова-Вебер создала много живописных и графических изображений Саввино-Сторожевского монастыря. К этому месту она всю жизнь испытывала любовь и душевную привязанность. Вблизи Звенигорода, недалеко от монастыря, в усадьбе Введенское прошло детство художницы. Как вспоминала ее младшая сестра Вера: «На лето [мы] уезжали до глубокой осени в подмосковное имение “Введенское” <…>. Простор деревни, густых лесов, обрывов, далей, песчаных отмелей в реке; двухверстная аллея вековых берез за белым домом с восемью громадными колоннами, под горою английский парк, а там Москва-река, долины и Звенигород, левее — Саввинский монастырь <…> и слышен мирный колокольный звон вдали». Природа Введенского и царящая там особая атмосфера навсегда оставили глубокий след в сердце Марии Якунчиковой. С 1889 года она жила преимущественно во Франции, навещая родных в Москве и Подмосковье в летние и осенние месяцы. При любой возможности художница ехала в Введенское, которое с 1884 года, к ее глубокому сожалению, уже не принадлежало семье Якунчиковых.
По воле Марии ее венчание с русским врачом Львом Вебером, всю жизнь прожившим за границей, состоялось в августе 1897 года в Москве. Символично, что свой медовый месяц молодая чета провела в Введенском, куда они отправились в самом начале осени. Веберы жили в гостинице при Саввино-Сторожевском монастыре, осматривали окрестности и, конечно же, посещали имение. К их большому огорчению и парк, и усадебный дом, заброшенные новыми владельцами, находились в полном запустении. Однако печальное обветшание величественного особняка и постепенное превращение парка в дикую лесную чащу вдохновило художницу на творчество. Именно под впечатлением от этой поездки она создала картину «Монастырские ворота. Саввино-Сторожевский монастырь близ Звенигорода». Полотно отличают оригинальная композиция, плавность очертаний и тонкий колорит. Основанный на натурных впечатлениях, пейзаж воплотил сложный художественный образ. Он проникнут глубоко личными переживаниями и ощущениями. Как отмечала Мария, настоящее творчество – это «создать образ в воображении, восстающий из суммирования предшествующих впечатлений». Обладая неоспоримым живописным мастерством и тонкой чувственной натурой, художница была способна передавать кистью неуловимую нежность, тихое восхищение перед гармонией природы и ее торжественным покоем.