Якунчикова-Вебер Мария (1870-1902)
Кладбище в Медоне под Парижем
1892
Размер - 49 x 63,6
Материал - бумага
Техника - пастель
Инвентарный номер - Инв.1579
Приобретено у Л.Н. Вебера. 1910
С 1889 года художница Мария Якунчикова-Вебер большую часть времени проводила во Франции. Вместе с матерью и сестрами она жила преимущественно в Париже, где занималась живописью в Академии Жюлиана и познакомилась как с памятниками старины, так и творчеством современных мастеров.
Любовь к природе и склонность к пейзажному жанру вдохновляли Марию на изучение окрестностей Парижа. Из всех пригородов французской столицы очевидное предпочтение она отдавала Версалю и Мёдону, который называла «самым любимым ее местом под Парижем». Красота и очарование небольшого города на берегу Сены притягивали многих художников и писателей: Ги де Мопассана, Пьера Огюста Ренуара, Эдуарда Мане, Огюста Родена. Лето и осень Мария старалась проводить в России, поэтому Мёдон она посещала зимой и, прежде всего, весной. Живописные пейзажи Мёдона вдохновляли Якунчикову-Вебер на работу на пленэре и вселяли надежду на будущие творческие удачи. Изображая уголки Мёдона, она стремилась передать чувства радости и восторга, наполняющие ее душу при виде весеннего томления природы, ароматных цветущих деревьев.
С присущими Марии созерцательностью и глубиной восприятия мира она стремилась не упустить, подметить каждый миг жизни, казавшийся ей примечательным и красивым. «Писать весну, огород, прозу и прелести жизни», – наставляла она сама себя перед грядущей поездкой в Мёдон весной 1891 года. С этого времени основным спутником выездов Марии для работы на натуре стал Лев Вебер, ее будущий муж. В 1892 году вместе с ним она провела две недели в Мёдоне, где исполнила пастель «Кладбище в Мёдоне под Парижем». В дневнике Марии сохранилась запись, имеющая отношение к созданию произведения: «Все фруктовые сады в цвету, глушь, тишина, старые дома, провинциальная дремота, старая церковь; кладбище — веселое, игривое, сирень, зелень, солнце, блестящие конфетные венки. Контраст этой веселой весны со смертью, им олицетворенную поразил [меня]». Тихое уютное кладбище, освещенное интенсивным светом весеннего солнца, изображено красочно и живо. При всей сложности техники пастели художнице удалось передать сочность цвета ярко-зеленой молодой травы, столь звучной на контрасте с бело-голубыми надгробиями и ярко высветленной песчаной аллеей. Пейзаж наполнен ощущением спокойствия, тишины и умиротворяющего весеннего тепла.
В 1893 году работа экспонировалась на выставке в Салоне Марсова поля.