Сосенка
Патрон шедевра
Якунчикова-Вебер Мария (1870-1902)
Сосенка
1895
Размер - 72,5 x 87
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.9059
Поступило из ГМФ. 1927
Мария Якунчикова-Вебер – яркая представительница Серебряного века, одна из первых женщин в России, получивших профессиональное художественное образование. Она обучалась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в знаменитой Академии Родольфа Жюлиана в Париже, а позднее – в мастерской гравера Эжена Делатра, где в совершенстве освоила технику цветного офорта. Якунчикова-Вебер с равным успехом создавала картины, акварели, эскизы для вышивок-аппликаций, игрушек и керамических изделий, а также живописные панно в оригинальной технике, разработанной ею на основе приемов выжигания по дереву. Художница прожила всего 32 года, но, несмотря на короткую жизнь, сумела оставить огромный след в русском искусстве конца ХIХ — начала ХХ века, создав свой неповторимый и изысканный стиль. Стремительно развивающаяся болезнь легких заставила художницу сначала обосноваться во Франции, а затем, в надежде на целебный горный воздух, переселиться в Швейцарию. Однако связь с Россией и близкими ей людьми не прерывалась до конца дней. С 1889 года Якунчикова-Вебер приезжала в Россию только в летнее время и останавливалась в усадьбах своих родственников – Мореве, Любимовке, Наре, Борке. Она изображала привычные русские виды, но так, что их одухотворенность вызывала у зрителей сильные эмоциональные переживания. Особенно притягательными для нее были одиноко стоящие на опушке леса сосенки и елочки. Благодаря найденному мотиву и манере исполнения она имела возможность передать в картине настроение печального одиночества. С годами эти деревья все больше и больше ассоциировались у нее с образом родных мест.
Картина «Сосенка» создавалась на основе натурных этюдов. Один из них, близкий к законченному произведению, находится в музее-заповеднике В.Д. Поленова. Подготовительный материал помог Якунчиковой-Вебер найти нужное соотношение воздушного пространства и земли, продумать композицию с одиноко стоящими деревьями и наметить колористическую гамму будущего произведения, усиливающую его символическое прочтение.