Якунчикова-Вебер Мария (1870-1902)
За роялем
Размер - 45,5 x 47
Материал - бумага
Техника - акварель
Инвентарный номер - Инв.11321
Поступило из Музея Остроухова. 1929
На акварели «За роялем» художница Мария Якунчикова-Вебер изобразила свою младшую сестру Веру Якунчикову (1871–1923). Неслучайно девушка запечатлена за игрой на инструменте: будучи от природы наделенной музыкальным талантом, она стала профессиональной пианисткой. С 1890 года, живя с сестрами и матерью преимущественно в Париже, Вера брала уроки игры у французского пианиста и педагога Шарля Ферстера. Позднее вместе с ним она выступала в концертах в Париже. Как пианистка Вера увлекалась исполнением романтической музыки. В частности, в ее репертуар входили вариации сочинений Франца Шуберта. В 1892 году Вера Якунчикова вышла замуж за ученого, профессора минералогии и кристаллографии Георгия (Юрия) Вульфа (1863–1925). Помимо музыки, она занималась живописью, а также работала в оригинальной технике аппликации на ткани. Ее произведения экспонировались на выставках «Мир искусства» и «Союза русских художников», а также зарубежных экспозициях.
Любовь к музыке передалась Вере Якунчиковой от матери, Зинаиды Якунчиковой (урожд. Мамонтовой), одаренной пианистки. Род Мамонтовых славился незаурядными музыкальными способностями. Страсть к этому искусству питал дядя Марии и Веры Савва Мамонтов, учредитель Московской частной русской оперы. Отец девушек, Василий Якунчиков, играл на скрипке и субсидировал средства на строительство Московской консерватории. В парадной гостиной московского дома Якунчиковых в Среднем Кисловском переулке размещалось два рояля, на которых музицировали братья Антон и Николай Рубинштейны. Частым гостем семьи был Александр Скрябин, который давал уроки дочерям Якунчиковых. Мария Якунчикова-Вебер также прекрасно владела игрой на пианино, но из-за болей в руке была вынуждена оставить занятия музыкой. Свои картины художница, как она сама признавалась, стремилась наполнить мелодичным звучанием, отвечающем ее душевному настроению. Одним из любимых композиторов Марии был Роберт Шуман.
Художница превосходно владела техникой акварели, которую совершенствовала под началом Василия Поленова, мужа ее сводной сестры Натальи Поленовой (урожд. Якунчиковой). В еще большей степени влияние на Марию оказывало общение с виртуозной акварелисткой Еленой Поленовой, ставшей близким другом и наставником. Навыки работы акварелью оттачивались упорной работой на пленэре, а также на так называемых акварельных вечерах, устраиваемых Поленовыми. Прозрачные краски, отличающиеся чистотой цвета, позволили передать свежесть впечатления и непосредственность взгляда.
Портрет был куплен у художницы в 1891 году Ильей Остроуховым для его личной коллекции. Именно благодаря стараниям Остроухова на посту попечителя Третьяковской галереи со временем в музей поступила серия лучших работ Марии Якунчиковой-Вебер.