Бакст Лев (1866-1924)
Сиамский священный танец
1901
Размер - 73,2 x 109,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.6098
Приобретено у С.Д. Малентовича. 1926
Л.С. Бакст всю жизнь был неравнодушен к Востоку. В одном из писем он признавался: «Обожаю путешествия, экзотические страны, яркий колорит, негров, тюрбаны, арабов, индусов, сиамок! Не люблю “шестидесятников”, прописную мораль, казенные чувства…».
В Европе начиналась мода на Восток с его культурными традициями. Одно из крупнейших тайских государств Королевство Сиам (ныне Таиланд) в конце XIX века установило дипломатические отношения с Россией. На петербургскую публику большое впечатление произвели гастроли придворной труппы сиамского балета в октябре 1900 года. Русский писатель и философ Василий Розанов отмечал: «Смотря на сиамцев, видя эту путаницу и целый лес изогнутых движений, я понял, до чего это национально! – до чего эти божки с вытянутыми руками выражают какую-то тайну индусско-монгольского или вообще южно-азиатского духа!».
Вдохновленный тем же зрелищем Лев Бакст создал картину «Сиамский священный танец», в которой танцующие артисты с фонариками выделяются ярким пятном на фоне ночного неба и огромных фигур местных божеств. Однако ночной пейзаж настолько напоминает сценическую декорацию, что создается впечатление театральности происходящего, хотя сами танцующие естественны и очень выразительны, их движения сливаются в ритуальную пляску, которая завораживает зрителя. Здесь впервые проступает чувственный Восток, хорошо известный по работам Бакста для дягилевского Русского балета, достаточно вспомнить созданный художником костюм Вацлава Нижинского для сиамского танца в балете «Ориенталии». Бакст отмечал, что увиденное им выступление гастролирующей труппы затрагивает внутренние, древние, животные инстинкты, не подвластные разуму: «Отчего сиамская музыка гениальна? Отчего я чую жар страны, огонь… и наивную кошачесть этого народца из ушедшей истории?».
Картина явилась в какой-то степени основой для дальнейших театральных работ художника. Ее задний план фактически был воспроизведен на декорации балета «Синий бог» в 1912 году. Огромные фигуры божеств стоят на страже у входов в пещерные храмы, а перед ними совершается торжественное религиозное празднество одетых в золотистые костюмы танцовщиц.