Бакст Лев (1866-1924)
Эскиз костюма для Л.П. Гриценко-Бакст
1903
Размер - 27,2 x 18
Материал - бумага
Техника - гуашь, графитный карандаш
Инвентарный номер - Р-2663
На рисунке изображена Любовь Павловна Гриценко-Бакст (1870–1928) – дочь основателя Третьяковской галереи. Ее первым мужем был художник-маринист Н.Н. Гриценко, рано скончавшийся от туберкулеза. В конце 1903 года Л.П. Гриценко вышла замуж за Л.С. Бакста, с которым познакомилась в кругу друзей, близких к объединению «Мир искусства». Не блистая особой красотой, она покорила художника своей врожденной элегантностью.
Бакст горячо любил жену, неоднократно изображал ее. Сам одевавшийся как денди, живописец заботился о туалетах своей супруги. В 1903 году он писал ей: «А жалко страшно, голубка, что не буду вместе с тобой в Париже выбирать твои “тряпочки”; во вкус твой я серьезно верю и знаю, что у тебя есть distinction в костюме; а просто любопытно было бы на тебя надевать разные покрои; просто художник, да еще влюбленный, страдает, что не видит тебя в разных парижских выдумках. Но зато приятно посмотреть, что ты сделала себе. Ради Бога не думай, что я люблю richesse костюма – только élégance, линию, sobriété в деталях и особенно grand-genre!».
Бакст больше известен своими театральными костюмами, но и в мире высокой моды его имя стало со временем хорошо известно. В 1910 году Любовь Павловна и Лев Самойлович развелись, художник навсегда остался жить в Париже. Здесь он стал знаменит после успехов Русского балета С.П. Дягилева, для которого Бакст оформил многие постановки. Мастер начал сотрудничать с парижскими домами моды Поля Пуаре и Жанны Пакен, а вскоре и сам стал востребованным модельером. Среди клиенток Бакста были великие княгини Мария Павловна и Елена Владимировна, княгиня Наталья Горчакова, Ида Рубинштейн, маркиза Луиза Казати и многие другие дамы высшего света. Созданные художником эскизы костюмов украшали страницы парижских и петербургских журналов. Модные новинки от Бакста всегда были образцом элегантности, тонкого вкуса и гармоничного сочетания цветов. Сам художник справедливо полагал, что таким образом он делает повседневную жизнь эстетичнее.