Бакст Лев (1866-1924)
Незнакомка. Иллюстрация к одноименному стихотворению А. Блока
1900-е
Размер - 18,7 x 18
Материал - бумага на картоне
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - Р-306
На вопрос о том, является ли эта акварель иллюстрацией к знаменитому стихотворению Александра Блока, или это самостоятельное произведение, ответил сын художника Андрей Львович Бакст (1907–1972). В каталоге Третьяковской галереи «Рисунок XIX века, том 2, книга 1» написано следующее. «На обороте старого паспарту рукой А.Л. Бакста, сына художника, фломастером надпись: “Leon Bakst (годы 1905–1907) Рисунок, вдохновленный «Незнакомкой» Блока или, может, даже иллюстрация к ней, и по семейной традиции, очень им, Блоком, одобренный. Andre Bakst Paris 28 VII 1957”». То есть конкретного ответа на поставленный вопрос нет, хотя источник вдохновения однозначно известен.
Появившееся более ста лет тому назад (1906) стихотворение Блока «Незнакомка» до сих пор волнует многие сердца. Одиночество и саморазрушение, быстро проходящая красота по контрасту с уродством окружающего мира – подобные образы живут и сегодня. Что касается потребности у художника соединить вербальное и визуальное, то это естественно. Ведь образное поэтическое высказывание у поэта всегда найдет адекватный отклик у художника. Но Бакст не иллюстрирует конкретные строчки, где упоминаются «упругие шелка» и «шляпа с траурными перьями», скорее, он хотел уловить мимолетность, прячущуюся за банальностью.
У художника иллюстраций, то есть «картинок», не так уж много, зато его графическая вязь заставок и концовок, как неотъемлемое дополнение к печатному слову, – огромна. Его виртуозная техника в работе над обложками и виньетками в журналах «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон» и других изданиях стало образцом современной графики.
Разносторонний художник, он, по словам Максимилиана Волошина, «с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к “Ипполиту” и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни».