Бакст Лев (1866-1924)
Нос в Гостином дворе
1904
Размер - 32 x 34,1
Материал - бумага
Техника - гуашь, акварель
Инвентарный номер - Инв.5451
Поступило из собрания В.О.Гиршмана, Москва. 1917
В начале творческого пути Бакст зарабатывал на жизнь, иллюстрируя дешевые издания. Став членом художественного объединения «Мир искусства», он приобрел известность, и надобность рисовать картинки к текстам разных книг отпала.
Одними из последних выполненных Львом Самойловичем иллюстраций стали рисунки к «Носу» Н.В. Гоголя, творчество которого художник оценивал очень высоко. В 1903 году Бакст писал невесте – дочери основателя Третьяковской галереи – Любови Павловне Гриценко: «Ненавижу Достоевского и Льва Толстого; люблю Гоголя, Пушкина, А. Толстого, Лермонтова…». Вскоре художнику посчастливилось заняться иллюстрированием любимого писателя по заказу издателя П.П. Кончаловского (старшего), отца известного художника. Бакст сообщал в письме: «Акварели (гуаши) к ”Носу” Гоголя были мне заказаны покойным Кончаловским для предполагавшегося издания отдельных повестей Гоголя в красочных репродукциях с акварелей русских художников. За смертью Кончаловского две акварели остались у меня на руках и были приобретены у меня на выставках “Мира Искусства”… первая – “«Нос» в гостином дворе” и вторая “Гостиный двор” г. Гиршманом и г. Направником». Бакст увлекался темой расположенного на Невском проспекте Гостиного двора и попытался воссоздать его атмосферу в оформлении балета «Фея кукол» (1903) и в данном рисунке.
На иллюстрации, названной автором «Нос в Гостином дворе», главный персонаж, похищенный у коллежского асессора Ковалёва – Нос, прогуливается среди светской публики. Гоголь описывает его так: «Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником; на нем были замшевые панталоны; при боку шпага. По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считается в ранге статского советника. <…> Потом пронесся слух, что не на Невском проспекте, а в Таврическом саду прогуливается нос майора Ковалева…».
Бакст изобразил этот самый Нос в Гостином дворе Петербурга среди светской публики, где толчея и суматоха помогала оставаться неузнанным любому хорошо одетому персонажу.