«Наиболее замечательным авангардным художником в России является женщина - Наталия Гончарова», - сказал известный импресарио Сергей Павлович Дягилев.
Уникальность ее стиля в слиянии самых разных традиций: от искусства Древнего Египта до живописи Гогена, от народного примитива, лубка, иконы до современного экспрессионизма, от подчеркнутой грубости форм до тончайших изысканных цветовых сочетаний.
Наталья Гончарова – потомок жены А.С. Пушкина Натальи Николаевны, родилась в усадьбе. Ей с детства была знакома жизнь русской деревни: она видела полевые работы и сельские праздники. Не случайно целый цикл ее картин посвящен крестьянской теме.
В восприятии художницы русская деревня являла собой таинственный, непонятный просвещенным согражданам мир, между Востоком и Западом. Суть интереса художницы к деревне замечательно сформулировала поэтесса Марина Цветаева: «Времена года в труде, времена года в радости».
Очевидно, что сельский мир Гончаровой не идилличен. Фигуры крестьянок и деревенских мальчишек, катающихся на коньках, топорны, их жесты и движения тяжеловесны и лишены природной грации. Даже зимние развлечения жителей русской деревни не производят впечатления беззаботного счастья. Образы Гончаровой словно рождены в глубинах народного сознания, они архаичны, как архаична и традиционна сама сельская жизнь.
Стилистика изображенных персонажей художницы словно отсылает к языческому первообразу, ставшему знаковым символом вечного круговорота жизни: с неизменной сменой времен года, и вечным и неизменным бытием человека на Земле.