Картина «Пейзаж. Степь» создавалась Архипом Куинджи в период так называемого «затворничества», который начался после последней персональной выставки художника в 1882 году и длился до конца его жизни. Куинджи по ведомым только ему причинам полностью прекратил выставочную деятельность, продажу работ и их демонстрацию даже близкому окружению. К 1890-м годам окончательно укоренилось общественное мнение, что он перестал заниматься живописью. На самом деле, Куинджи продолжал оставаться художником, неуспокоенным и увлеченным. Более 500 пейзажей, созданных за эти годы втайне от всех, отражают его смелые эксперименты в области цвета, формы и пространства.
Небольшая по формату картина «Пейзаж. Степь» — одна из самых новаторских в позднем творчестве Куинджи. Художник сосредоточил все внимание на цвете, свете и пространстве, предельно обобщил формы и отказался от деталей. Оригинальная точка зрения, взятая с высоты птичьего полета, позволила достичь впечатления свободного полета над земной ширью. По словам критика Михаила Неведомского, в этот период творчества Куинджи из «певца широких горизонтов» превратился в «певца Космоса». Планомерно развивая свою главную тему — изображение необъятных природных просторов, художник сумел приблизиться к категории пустоты – новому понятию, еще не постигнутому в то время русской пейзажной школой. Как гений-изобретатель, он раздвинул принятые границы пейзажной живописи, открыв путь к неведомым горизонтам.
«Пейзаж. Степь» — одно из немногих произведений позднего периода творчества Куинджи, которое хранится в Государственной Третьяковской галерее.