Куинджи Архип (1842-1910)
Березовая роща
1879
Размер - 97 x 181
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.882
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1879
«Березовая роща» — одно из наиболее значимых произведений в творчестве Архипа Куинджи, которое по праву считается шедевром русской пейзажной живописи.
Изображена открытая опушка на краю тенистого леса, охваченная зноем летнего дня. Глядя на картину, зритель ощущает себя ее непосредственным участником. Он как будто стоит в тени березовой рощи, и лишь пара шагов отделяют его от залитой ярким солнечным светом лесной поляны. Словно фрагментируя фотографический кадр, художник «обрезает» кроны деревьев, благодаря чему стволы берез уподобляются колоннам здания или даже храма, а ручей — пути, ведущему из затемненной чащи к свету.
На первый взгляд, пейзаж написан в традиционной реалистической манере. Однако картине присущи обобщенность силуэтов и форм, определенная степень условности, стилизации и даже театрализации. Художник не столько обращается к реальной природе, сколько воплощает вымышленный пейзаж. Поэтому в его картине правдоподобные элементы сливаются с полуфантазийными. Куинджи осознанно отказывается от точного копирования природных форм и передачи деталей, которые видятся ему лишними, разбивающими общее впечатление. «Березовая роща» — одна из самых выстроенных, продуманных до мелочей картин художника. Оригинальная композиция, звучный колорит с цветовыми контрастами, резкие светотеневые переходы подчинены единой цели — созданию иллюзии реального солнечного освещения. Все живописные приемы направлены на то, чтобы зритель физически ощутил яркость солнечных бликов, играющих на стволах и листве деревьев, от которых ему бы захотелось прищурить глаза.
Полотно произвело на публику задуманный художником эффект. «Его лес, освещенный солнцем, — восторгался один из критиков, — изумительная, одуряющая вещь. Это не краски, не картина, — это сама натура, полная воздуха и солнечного света; это не написано, а каким-то чудом полотно превращено в поляну и лес; здесь нельзя разобрать красок, здесь нет их, — тут солнечные лучи... Куинджи завладел, видимо, солнечным светом, как ни один художник в мире. Куинджи изобрел этот свет…». «Краски сочные, душистые, точно пропитаны березовым соком. Реальна эта радость, сверкающая под душистыми березами», — отмечал ученик Куинджи, Аркадий Рылов.
Художник представил полотно на 7-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где оно сразу оказалось в центре всеобщего внимания. По степени новаторства и оригинальности живописных приемов пейзаж «Березовая роща» был признан новым словом в пейзажной живописи.