Пейзаж «После дождя» создавался Архипом Куинджи одновременно с полотнами
«Березовая роща» и
«Север» (оба — 1879, Государственная Третьяковская галерея). Все три произведения были задуманы специально для 7-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок и обращались к единой проблеме передачи живописными средствами различного природного освещения.
На картине «После дождя» художник запечатлел природу, преображенную живительной свежестью окончившегося ливня. Свинцовая грозовая туча неспешно уходит вдаль, и первый пробившийся луч солнца освещает поляну с сочной травой, одиноко пасущуюся лошадь и небольшой хутор на пригорке. Безлюдность пейзажа усиливает ощущение покоя и тишины. Куинджи запечатлел одно из тех переменчивых состояний природы, которое трудно уловимо не только для кисти художника, но и для человеческого глаза в целом.
Как одаренный от природы колорист, Куинджи был способен различать тончайшие оттенки цвета, чем нередко удивлял современников. Колористическое решение темно-серой тучи лишь на первый взгляд кажется простым – при длительном рассмотрении становятся различимы оттенки всех цветов радуги. Для повышения эмоционального воздействия красок Куинджи использовал контрастные цвета, которые усиливали звучание друг друга. Другой характерный для творчества мастера живописный прием — отказ от тщательной проработки второстепенных, по его оценке, деталей. Подобным образом в пейзаже «После дождя» исполнен практически весь передний план с изображением камышей и реки. Художник стремился к тому, чтобы зрительское внимание не отвлекалось от главного, в данном случае, дальнего плана, где и «разыграно» эффектное освещение. В таком способе изображения природы многие современники Куинджи увидели небрежность. Новаторские идеи живописца в полной мере были оценены лишь десятилетия спустя художниками младшего поколения.