Историческое полотно «Боярыня Морозова» – центральное произведение в творчестве Василия Сурикова. Десятки эскизов, сотни этюдов предшествовали окончательному воплощению образов в картине. Большинство из них представляют самостоятельную художественную ценность. К ним относится этюд «Боярыня Морозова в санях». По методу работы над историческими произведениями Суриков близок своему великому предшественнику Александру Иванову, перед искусством которого он преклонялся.
Особенно тщательно прорабатывал художник главный «узел» композиции, ее психологический центр – образ Феодосии Морозовой. Этюды, связанные с неистовой боярыней, составляют драгоценную часть его живописного наследия. Суриков ищет в облике позировавших ему моделей соответствие той страстности и внутреннему огню, которые выражают силу духа его героини.
Позу Морозовой в санях, жесты ее рук, особенно правой, поднятой в двуперстии, Суриков разрабатывает в многочисленных рисунках и живописных этюдах. «Боярыня Морозова в санях» – самый выразительный из них. В нем окончательно зафиксированы положение фигуры, экспрессия лица Морозовой и темное пятно ее одежды, а также спадающий с саней край шубы и упавшая с розвальней солома – детали, передающие движение саней в картине.
Художник решает в этюде одну из важных задач центрального плана большого полотна. Сближая лицо Морозовой и возницы, который олицетворяет грубое низменное начало, Суриков ищет меру соответствия ничтожного и великого. В контрасте этих лиц с особой остротой воспринимается трагическая, почти шекспировская, сущность образа боярыни Морозовой и всего произведения.
Цветовым камертоном картины являются бледное лицо Морозовой и ее фигура в иссиня-черном одеянии, она собирает в себе сложное многообразие и богатство колористического строя грандиозного полотна, и одновременно контрастирует с его цветовым богатством.
Большой этюд «Боярыня Морозова в санях» является одним из последних этапов на пути создания центрального образа исторического произведения Сурикова.