Акварельное наследие В.И. Сурикова по праву относится к лучшим достижениям русской графики. Однако при жизни Суриков практически не выставлял свои акварельные работы, современники почти ничего не знали об этой стороне его творческой деятельности. Он показывал их в узком домашнем кругу, вызывая у немногочисленных зрителей изумление и восхищение.
Суриковым было создано большое количество этюдов и эскизов к своим будущим произведениям. Акварель сопровождала Сурикова-живописца на всех этапах – от рождения замысла до его художественного воплощения. Прирожденный мастер цвета, художник мыслит свои будущие полотна прежде всего в цвете. Исполненные акварелью эскизы и этюды определяют и фиксируют основные цветовые соотношения, намечают колористический строй будущего живописного произведения.
В листах этюдного характера акварель Сурикова не претендует на внешнюю эффектность, в них нет артистической легкости и виртуозности исполнения, они обычно являлись подготовительным материалом. Но совершенно иначе исполнен этюд «Старшая дочь Меншикова». По своей эмоциональной значимости этюд выходит за пределы подготовительного материала, перерастает рамки простого этюда. Акварель была написана с жены художника Е.А. Шаре незадолго до ее кончины и фактически является ее портретом. Трансформируя действительный образ через призму общей концепции будущей картины, Суриков изображает свою модель в образе старшей дочери Меншикова. Виртуозные заливки акварели в общей приглушенной гамме цвета положены в состоянии вдохновенного творческого порыва уверенной рукой большого мастера.