Важнейшую часть обширного художественного наследия Василия Сурикова составляет портретный жанр. Поставив своей задачей постичь «смысл лица», он создает образы, обращенные к прошлому и к будущему одновременно. Для достижения этой цели художник использует народный костюм, который помогает ему найти некий обобщенный тип русского характера. В своих современниках он угадывает типизированные национальные черты. Суриков не писал заказных портретов.
Для Сурикова портрет был своего рода лабораторией, в которой художник решал определенные художественные и пластические задачи, возникающие в работе над историческими полотнами. В одном из писем родным он упомянул о работе над одной из картин: "К выставке готовлю небольшой этюд, давно начатый – русская старинная девушка в нашем прабабушкином голубом шугае...". Этот красивый наряд, любовно передававшийся из поколения в поколение, хранится в Музее-усадьбе В.И. Сурикова в Красноярске.
В молодом лице, обрамленном как иконным окладом, коричневым узорчатым платком, отразились спокойное достоинство и внутренняя сила, характерные черты народности казаков, к которой принадлежал и сам автор. Пристальный взгляд и уверенная осанка создают образ волевой и сильной женщины. Через вибрирующую фактуру живописи художник передает эмоциональное ощущение трепета жизни. Высветленная красочная гамма портрета гармонично соотносится с белым перламутровым фоном.
Моделью для создания образа казачки послужила жительница Смоленска Лидия Тимофеевна Маторина. Художник представил портрет на 20-й выставке
Товарищества передвижников (1892–1893).