Портрет О.В.Суриковой в детстве
Патрон шедевра
Суриков Василий (1848-1916)
Портрет О.В.Суриковой в детстве
1888
Размер - 135 x 80
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-743
Приобретено у наследников художника. 1975
В галерее работ Сурикова практически нет заказных портретов: мастер писал близких и дорогих ему людей. Одним из самых трогательных, безусловно, является портрет старшей дочери Оли (1878-1958).
В истории искусства жанр детского портрета занимает весьма скромную нишу в силу ряда причин, одна из которых – дети, в отличие от взрослых, не могут выдерживать долгое время сеанса позирования. Обычно детей изображают за каким-то занятием, игрой. Любопытную композицию, свойственную скорее парадному портрету, выбирает мастер для своей маленькой модели, словно подчеркивая ее серьезность. Портрет десятилетней дочери у Сурикова получился невероятно обаятельным, несмотря на то, что девочка не улыбается, стоит по-детски неуверенно и без тени кокетства смотрит большими карими глазами на зрителя. В руках – любимая кукла в нарядном платье, другой рукой она опирается о теплую печку. Художнику виртуозно удалось создать непосредственный, живой образ. Начало написания картины относится к сентябрю 1887 года, живописец делился в письме к родным: «Пишу я дома Олин портрет в красном платье, в котором она была в Красноярске». Создавалось же полотно в московской квартире, которую тогда снимала семья Суриковых в доме на Смоленском бульваре.
Пожалуй, эта работа в творчестве Сурикова станет последним аккордом семейной счастливой жизни - вскоре заболеет и умрет его любимая жена, и никакие успехи уже не превзойдут, тех, что случились в годы полного благополучия и гармонии. Повзрослев, Ольга выйдет замуж за живописца “бубнововалетца» Петра Кончаловского, возьмет отца к себе в семью, и для Василия Ивановича начнется следующий этап художественных увлечений – вместе с зятем он будет осваивать новый живописно-пластический язык начала XX века.
В творческом наследии Сурикова портрет дочери занимает особенное место, ничуть не уступая по своему художественному воплощению капитальным историческим полотнам мастера: “Утро стрелецкой казни” (1881), “Меншиков в березове” (1883) и “Боярыня Морозова” (1887), находящимся в собрании Третьяковской галереи.