В галерее работ Сурикова практически нет заказных портретов: мастер писал близких и дорогих ему людей. Один из самых трогательных, безусловно, – портрет старшей дочери Оли (1878–1958).
В истории искусства жанр детского портрета занимает весьма скромную нишу по многим причинам, одна из которых – дети, в отличие от взрослых, не могут выдерживать долгое время сеанса позирования. Обычно детей изображают за каким-то занятием, игрой. Любопытную композицию, близкую, скорее, парадному портрету, выбирает мастер для своей маленькой модели, словно подчеркивая ее серьезность. Портрет десятилетней дочери получился у Сурикова очень обаятельным. Девочка стоит по-детски неуверенно и без тени кокетства смотрит большими карими глазами на зрителя. В руках – любимая кукла в нарядном платье, другой рукой она прикасается к теплой печке. Художник виртуозно создает непосредственный, живой образ. Начало написания картины относится к сентябрю 1887 года. Живописец делился в письме к родным: «Пишу я дома Олин портрет в красном платье, в котором она была в Красноярске». Выполнялось полотно в московской квартире, которую тогда снимала семья Суриковых в доме на Смоленском бульваре.
Пожалуй, эта работа в творчестве художника стала последним свидетельством счастливой семейной жизни – вскоре заболеет и умрет его любимая жена, и никакие успехи уже не превзойдут тех, что случились в годы полного благополучия и гармонии. Повзрослев, Ольга выйдет замуж за живописца-«бубнововалетца» Петра Кончаловского, возьмет отца к себе в семью, и для Василия Ивановича начнется следующий этап художественных увлечений – вместе с зятем он будет осваивать новый живописно-пластический язык начала XX века.
В творческом наследии Сурикова портрет дочери занимает особенное место, не уступая своими художественными достоинствами капитальным историческим полотнам мастера –
«Утро стрелецкой казни» (1881),
«Меншиков в Берёзове» (1883) и
«Боярыня Морозова» (1887), находящимся в собрании Третьяковской галереи.