Лентулов Аристарх (1882-1943)
Автопортрет. «Le Grand Peintre»
1915
Размер - 142 x 104
Материал - холст
Техника - бумажные наклейки, масло
Инвентарный номер - Инв.21984
Приобретено у автора. 1934
Аристарх Лентулов стоял у истоков объединения «Бубновый валет», на выставках которого практически каждый художник русского авангарда экспонировался хотя бы один раз. В этой группе очень талантливых живописцев он по праву считается одним из наиболее жизнерадостных, веселых мастеров. Выражение «художник солнца» по отношению к нему переходило из одной рецензии в другую. Лентулов много писал, охотно выставлялся, работал над оформлением интерьеров, театральных спектаклей, расписывал площади к революционным праздникам. Он не считал себя вождем или пророком и, может быть, поэтому смог сохранить в течение всей жизни мальчишеское озорство и искренность.
«Автопортрет», написанный мастером в 1915 году, занимает достойное место в ряду многочисленных и разнообразных автопортретов «бубнововалетцев» и может по праву считаться одним из самых знаменитых. В сознании обывателя образ художника, как правило, ассоциировался с томной бледностью, худобой, утонченностью, подчас болезненностью. На картине же Лентулова, самим автором названной «Le grand peintre» («Великий художник»), представлен совершенно другой персонаж: мужчина богатырского вида стоит, подбоченясь, на фоне разноцветного узорчатого задника с золотыми сияющими звездами. Розовощекий, могучий, воплощение силы и энергии, взирает он свысока на зрителя. Этот богатырь, пышущий здоровьем, больше похож на балаганного зазывалу или героя лубочных картинок, соединяющего в себе Бову-королевича и Ивана-дурака. Голова его окружена серебряно-золотым сиянием, и зритель может выбирать для себя – то ли этот великан закрывает головой солнце, то ли это нимб над ним. Узорчатый «кафтан», несомненно, вызывающий ассоциации с футуристической желтой кофтой, заставляет вспомнить Владимира Маяковского: «Невероятно себя нарядив, пойду по земле, чтоб нравился и жегся…»
Хотя название картины и трактовка образа полны самоиронии, художник вполне уверен в своих силах и именно поэтому может позволить себе посмеяться над собственным образом.