Аристарх Лентулов в 1911 году, уехав из Москвы в Париж, занимался живописью в академии La Palette у Ле-Фоконье и Метценже, подружился там с Глезом, Леже, Делоне и приобщился к творчеству кубофутуристов. Парижские друзья прозвали его «футуристом a la russe». Однако Лентулов не стал одним из эпигонов парижской школы, он переработал заграничные впечатления в соответствии с собственным незаурядным талантом и темпераментом, отдавая приоритет динамике цвета и энергии построения.
Архитектурные композиции Аристарха Лентулова середины 1910-х годов убеждают в том, что поиски новых форм в живописи нужны были ему для создания образов, воплощающих на холсте обновленное представление о возможностях живописи. Тема городского пейзажа, включающего обязательные элементы древнерусской архитектуры, стала для Лентулова одной из наиболее интересных. Работая над картиной «Нижний Новгород», художник хочет, чтобы это был не просто городской пейзаж с узнаваемой панорамой Волги и стен Нижегородского кремля, взмывающих на крутой берег, ему важно передать ощущение движения в нагромождении разноцветных и разновременных строений. Эта яркость и многоцветность зданий, запечатленных на холсте, уподобляется картинке в калейдоскопе. Сам художник называл основополагающим принципом своих работ середины 1910-х годов «цветодинамику».
Картина «Нижний Новгород» проникнута активным цветовым движением. Архитектурные формы расчленяются на легкие, словно бегущие, цветовые плоскости, с чередованием сгущений и разрежений живописного ритма, создавая синтетический образ живого, движущегося, звучащего города.