Лентулов Аристарх (1882-1943)
Портрет А.С. Хохловой
1919
Размер - 240 x 208
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-2102
Замечательный пример обращения к жанру портрета в многогранном творчестве Аристарха Лентулова – «Портрет Александры Сергеевны Хохловой» (1919), приобретенный у дочери художника в 1977 году.
Внучка П.М. Третьякова, дочь его старшей дочери А.П. Боткиной, Хохлова была известной киноактрисой, женой знаменитого режиссера Льва Кулешова. С ее именем связаны первые годы советского кинематографа, когда пластика была практически главным выразительным средством в немом кино.
Хохлова – высокая, тонкая, элегантная, «невероятно узкая», как выражались ее современники, с чрезвычайно выразительным лицом – в своих ролях не пользовалась приемами пантомимы, где жестикуляция и гипертрофированная мимика заменяют слова. Каждое ее движение было так искусно и одновременно так естественно, что создавало пластически выразительный образ, убедительный в каждом жесте. Один из первых советских киноведов, Виктор Шкловский, еще в 20-е годы ХХ века писал: «Есть в мире несколько десятков киноактеров, для них пишут сценарии, потому что само их движение, их способ передачи ощущений – это искусство. Такова и Хохлова…». Она жила в кадре, естественно подчиняясь общему ритму действия, пластика ее тела была безукоризненна, великолепна игра глаз, эта «неописуемая молниеносность взгляда». Жесты Хохловой «то вяли от угрозы, то развертывались от надежды». Движение, ритм, динамика – все эти понятия, как нельзя лучше характеризующие образ Александры Хохловой, практически совпадали с концепцией кубофутуризма, которой Лентулов овладел к середине 1910-х годов, а позднее отошел от нее. Однако теперь эта манера живописи показалась ему совершенно естественной именно для создания этого портрета. Вся поверхность огромной картины (ее размер 240 х 208 см) представляет собой ритмическое движение линий, плоскостей, цветов, повторяющих пластику позы и жеста актрисы. В этом полотне художник воспользовался приемами, позволяющими воплотить сущность модели, – и это удалось ему в совершенстве.