Храм Христа  Спасителя
Патрон шедевра
Лентулов Аристарх (1882-1943)
Храм Христа Спасителя
Конец 1910-х
Размер - 52,3 x 34,5
Материал - бумага
Техника - прессованный уголь, цветные карандаши
Инвентарный номер - Инв.13083
Поступило из Музея живописной культуры. 1929
Аристарх Васильевич Лентулов родился в семье священника в 1882 году. Начало его самостоятельного творческого пути связано со студенческим протестом в «передвижнических» традициях – с несогласием работать по теме, заданной профессорами Пензенского художественного училища. Этот дух несогласия стал очень скоро созвучен своему времени и той новой художественной среде, которая формировалась в России в начале ХХ века. Особенно ярко он проявился в рамках деятельности «Бубнового валета». Это московское выставочное объединение на какое-то время сплотило настоящих бунтарей в сфере искусства и убежденных живописцев, одним из которых был Аристарх Лентулов.
В представленном рисунке запечатлен узнаваемый облик еще не разрушенного Храма Христа Спасителя, построенного в середине XIX века по проекту Константина Тона. Выбор такого мотива не случаен: формы собора отсылают к древнерусской архитектуре, ставшей знаковой темой творчества Лентулова в 1910-е годы. Именно тогда были созданы его знаменитые живописные шедевры, среди которых «Василий Блаженный» (1913) и «Колокольня Ивана Великого» (1915) из коллекции Третьяковской галереи.
«Архитектурная» графика Лентулова дает возможность отвлечься от мощного цветового воздействия его картин и более пристально наблюдать за механикой формы и композиции. Рисунок выполнен в кубофутуристической эстетике, сочетая в себе «кубистические сдвиги» плоскостей и характерный для футуризма пространственный динамизм. Некоторые идеи и стилистические приемы этого круга Лентулов воспринял во время своей заграничной поездки 1911-1912 годов, когда посещал парижскую академию «La Palette», возглавляемую художниками Анри Ле Фоконье и Жаном Метценже – представителями так называемого «динамического кубизма».