Аристарх Васильевич Лентулов – яркий представитель первого авангардного объединения художников «Бубновый валет». Свободная работа линией, цветом, объемом, смелость и озорство кубистических фантазий, необыкновенный декоративный талант, неповторимое своеобразие художественного языка выдвинули его в ряд самых значительных русских живописцев 1910–1920 годов.
Резкая перемена в творчестве художника произошла в начале 1920-х годов. В его картинах исчезает заостренная деформация, яркий декоративизм больших панно, появляется стремление непосредственного раскрытия натуры, передачи живописного богатства реальных форм в рамках станковой картины. Прежде всего эта перемена была осуществлена не в пейзаже, а в работе над портретом.
В поисках новой живописной манеры Лентулов обратился к наследию и приемам старых мастеров. В 1923 году он написал портрет актрисы Е.С. Карензиной – жены оперного певца (тенора) и коллекционера Александра Михайловича Карензина (настоящая фамилия Мошков). Выступавший в 1900-х в Опере С. Зимина и в Большом театре в Москве, концертировавший в 1901 году вместе с Ф.И. Шаляпиным по городам России, Карензин был известным артистом и состоятельным человеком. Его жена позирует, сидя в старинном кресле с позолоченными грифонами на подлокотниках (это фамильное кресло до сих пор хранится в семье потомков художника, у его правнука Фёдора Лентулова). Свободной позе модели с уютно лежащими у коленей руками, ее спокойному, мягкому взгляду, устремленному на зрителя, соответствует сложная живопись, передающая нюансы цвета в изображении лица, одежды, обстановки. На каштановых волосах модели и на ее темном пальто с коричневой меховой отделкой лежат рефлексы от изумрудно-зеленой драпировки кресла, напоминающей большой капюшон у женской головы. Граненость и геометричность форм ранних работ Лентулова сменились мягкой текучей формой, а колористическое богатство цветового строя уже не имеет такого ярко декоративного характера, как в 1910-е годы. Колорит портрета гармонизирован и подчинен общему тону, обволакивающему все предметы в среде, где выделяется лишь светлый цвет лица и рук. Передача света, атмосферы, среды становится одной из важных проблем живописного реализма Лентулова начала 1920-х годов.