В 1935 году Третьяковская галерея приобрела у известного московского коллекционера А.П. Лонгового работу под названием «Старушка», ранее принадлежавшую вдове художника – Е.Е. Перовой. На посмертной выставке Перова в 1883 году в Петербурге картина значилась в каталоге как «Старушка» – из картины «Старики-родители навещают сыновнюю могилу» (1874). На холсте изображена старушка, стоящая на коленях, одной рукой она опирается о землю, в другой сжимает платок. В левом углу виден фрагмент неясной формы. Рисунок первоначальной композиции из собрания Галереи объясняет нам, что это часть могильной плиты. Композиция явно фрагментирована, вырезана из холста большего размера. Это же подтвердили и данные исследований картины: холст загнут на подрамник вместе с живописью. «Старушка» представляет собой фрагмент более раннего (первоначального) варианта картины «Старики-родители на могиле сына», где родители Базарова, главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862), изображались лицом к зрителю.
Когда на выставку В.Г.Перова 1984 года в Третьяковской галерее был привезен «Старичок» из Государственного художественного музея БССР в Минске, обнаружилось, что «Старичок» и «Старушка» – разлученные части одного целого – первого варианта картины «Старики-родители на могиле сына», по-видимому уничтоженной самим автором. «Старичок» также экспонировался на посмертной выставке художника в Москве (1882) и в Петербурге (1883), но без пометок о связи с замыслом картины «Старики-родители на могиле сына». В фондах графики Государственного Русского музея находится графический этюд «Печальный отец» – этюд для первоначального варианта картины «Старики-родители на могиле сына», подаренный художником Д.И. Менделееву в 1880 году. Парный к нему – «Радостный отец» (1874) – является этюдом к графическому эскизу «Приезд сына» (1874), также связанному с романом Тургенева «Отцы и дети».
Когда кураторы выставки освободили картины от рам и соединили две части разрезанной картины, то стало ясно, что «Старушка» представляет собой левый фрагмент композиции, а «Старичок» – правый. На полотне «Старушка» у правого края над фигурой коленопреклоненной женщины видна деталь, которая при соединении разрезанных фрагментов оказалась коленом сидящего старика. Дальнейшие исследования показали, что оба фрагмента вырезаны из одного холста большего размера диагонального плетения. Исследования под микроскопом показали, что фон в обеих работах был переписан уже после монтажа на подрамники. Первоначальный фон был серо-голубым и по-видимому представлял собой пейзаж, аналогичный изображенному на графическом эскизе. Частично первоначальный цвет фона сохранился на загнутом за подрамник холсте в картине «Старичок» и по периметру картины «Старушка».
Почему взыскательный художник уничтожил первый вариант картины, вырезав из нее два «портрета» ее героев, тем самым уничтожив ее? Видимо, она показалась ему слишком иллюстративной, прямолинейной, эмоционально надрывной. Возможно также, что детально проработанные фигуры старика и старушки не слились с пейзажем, превратившись в отдельные самодостаточные портреты.