В портрете Петра Кончаловского (1839–1904), общественного деятеля и переводчика, пайщика издательства Ивана Кушнерева, отца художника Петра Кончаловского, Михаил Врубель использует минимум выразительных средств. Но при этом динамичные, свободные мазки в сочетании с работой мастихином, сдержанная серо-черная с вкраплениями оливково-коричневого и белого цветовая гамма произведения воплощают убедительный и точный по характеристике образ литератора-вольнодумца, сильную, благородную увлекающуюся и неукротимо страстную натуру. Скупость выразительных средств, лаконизм в их использовании, как нельзя более подходили для создания образа шестидесятника-просветителя, страстного пропагандиста и романтика, любителя литературы и искусства, лишенного каких-либо признаков респектабельности.
По инициативе Кончаловского к иллюстрированию собрания сочинений Михаила Лермонтова, издававшегося Кушнеревым к пятидесятилетию со дня смерти поэта, были привлечены лучшие современные художники, в том числе и Врубель. Согласно воле издателя, Врубель становится не только одним из авторов иллюстраций к произведениям поэта, но и консультантом собрания. Вместе с Кончаловским, Валентином Серовым и Аполлинарием Васнецовым он определял тип издания и детали его общего решения, участвовал в оценке создаваемых иллюстраций.
Поселившись по соседству с большой дружной семьей издателя, Врубель нашел в его доме близкую для себя атмосферу поисков высоких просветительских идеалов, раздумий о смысле жизни, о цели и задачах искусства. Один из сыновей Кончаловского вспоминал о силе воздействия его отца на окружающих: «Влияние отца на людей, особенно молодежь было огромное. И все, что он делал, он делал с большим, горячим темпераментом и не преследовал никогда узких, практических целей».
Портрет Петра Кончаловского был создан Врубелем под большим обаянием личности издателя. Художник оставил для потомков образ сложного многогранного человека и крупного деятеля русской художественной культуры.