Принцесса Греза
Патрон шедевра
Врубель Михаил (1856-1910)
Принцесса Греза
1896
Размер - 640 x 1620
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-434
Поступило из Государственного академического Большого театра. 1956
Панно «Принцесса Греза» на сюжет одноименной драмы французского драматурга Эдмона Ростана – одно из двух произведений, заказанных Михаилу Врубелю в начале января 1896 года Саввой Мамонтовым по соглашению с министром финансов Сергеем Витте. Вместе со второй работой «Микула Селянинович» на сюжет русской былины они должны были увенчать полукруглые завершения стен центрального зала художественного павильона на Промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года.
В пьесе, сочиненной Ростаном в 1895 году по мотивам средневековой легенды, принц и трубадур Жофруа Рюдель, очарованный рассказами пилигримов об антиохийской принцессе Мелисинде, заочно влюбился в нее и стал мечтать о встрече. Заболев и предчувствуя свой близкий конец, он решил пуститься в далекий путь за море, «не в силах умереть, не увидав хотя на миг ее».
В центре панно изображен умирающий на корабле принц. Силой воображения он воссоздает романтическую мечту – образ прекрасной и недостижимой принцессы. Легкая и прозрачная, она словно материализуется из розовых закатных облаков и нежно склоняется над принцем. Этот чудесный «мираж» – воплощение недостижимой мечты художника о прекрасном. Монументальное панно уподоблено старинной фреске. Все формы обобщены и стилизованы, краски словно поблекли от времени, а причудливый орнамент акцентирует плоскость стены. Врубель обильно украшает им одежды, ковер, ниспадающий с палубы, очертания фигур, снасти корабля.
Оба произведения - “Принцесса Греза” и “Микула Селянинович” - еще в процессе работы над ними были не приняты жюри Императорской академии художеств. Возмущенный этим, Савва Мамонтов приобрел полотна и по его просьбе они были закончены Василием Поленовым и Константином Коровиным под наблюдением Врубеля, занятого в это время декоративными панно для Морозовского особняка. Поленов тогда писал жене об отвергнутых произведениях: «Они так талантливы и интересны, что я не мог устоять». После их завершения Мамонтов экспонировал панно в специально выстроенном павильоне у входа на выставку, чтобы как можно больше людей смогли познакомиться с творчеством малоизвестного в ту пору художника.
От Мамонтова в 1917 году панно «Принцесса Греза» перешло к Сергею Зимину, основателю оперного театра его имени. С 1929 года оно хранилось в фондах Большого театра. После того как в 1956 году его передали в Третьяковскую галерею, произведение было восстановлено реставраторами Галереи и затем нашло свое место в зале, посвященном творчеству Врубеля. Оно стало воплощением эстетического кредо художника, а также своеобразным манифестом символизма с его преклонением перед прекрасным, склонностью к мифам и любовью к магии орнамента.
Панно «Принцесса Греза» было повторено для гостиницы «Метрополь» в Москве (1903) в технике майолики в Керамико-художественной гончарной мастерской «Абрамцево» Саввы Мамонтова в Москве на Бутырках. В настоящее время это произведение украшает фасад гостиницы.