Маковский Владимир (1846-1920)
Оправданная
1882-1900
Размер - 45,2 x 55
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-815
Поступило от В.В. Трескина. 1972
В Третьяковской галерее хранятся два варианта картины Владимира Маковского «Оправданная». Вторая, уменьшенная версия произведения, исполненная в более свободной, эскизной манере, была завершена только в 1900 году, спустя 18 лет после создания первой работы.
В обеих картинах запечатлен момент встречи молодой девушки со своей семьей, сразу после оглашения решения суда. Лицо героини с широко открытыми, закатанными вверх глазами, выражает сильные эмоции: бесконечную радость от освобождения и счастье встречи с родными. В сильном душевном порыве женщина крепко прижимает к себе ребенка. Мастерски выстраивая композицию, Владимир Маковский не ограничивается характеристикой главных действующих лиц. Рядом с оправданной женщиной стоят счастливые родители и молодая девушка, возможно, ее сестра. За ними в проеме двери художник помещает фигуру конвоира в черной каске, окантованной сверкающим металлическим ободком. В правой руке он держит саблю, вложенную в ножны. На дальнем плане адвокаты и присяжные заседатели покидают зал суда.
В 1870-е - начале 1880-х более ста женщин в России были осуждены за политические преступления. Демократическая часть общества возмущалась несправедливостью судебных решений, которые часто были непредсказуемыми.
Зал судебного заседания, изображенный в работе Маковского, практически точно повторяет интерьер картины Константина Савицкого «В ожидании приговора суда» (1895). Вероятно, здесь представлен один из залов Московского окружного суда. В двух произведениях совпадает целый ряд деталей: расположение дверей, место для подсудимого, деревянный стол с резными ножками, трибуна ответчика, зерцало, увенчанное двуглавым орлом; натюрморт со стеклянным графином и стаканом.
По сравнению с первым вариантом картины, художник внес в трактовку сцены некоторые изменения. Кованая, ажурная решетка, за которой еще недавно находилась оправданная, приобретает остроугольные очертания, что усиливает эффект психологической интриги, создает ощущение строгости режима заключения. В руках у старика появляется зонтик, а одежда мальчика окрашивается в более яркие, насыщенные оттенки. Задний план произведения едва намечен, лица уходящих судей практически не прописаны. Особое внимание во втором варианте привлекает парадный портрет, в котором узнаются черты императора Александра II, утвердившего суд присяжных.