«Певец» усадебной природы и архитектуры, Станислав Жуковский вдохновлялся не только натурными впечатлениями, но и живописным наследием русских художников первой половины XIX века. Вовсе не случайно для работы на пленэре он выбирал места пребывания Алексея Венецианова и его учеников. В частности, начиная с 1909 года, Жуковский изображал имение старинного дворянского рода Милюковых Островки в Тверской губернии, виды которого в 1840-х годах запечатлел один из лучших учеников Венецианова – Григорий Сорока. Напротив усадьбы на берегу озера Молдино располагались два поросших лесом острова, давших название поместью.
Исследуя окрестности озера Молдино, Жуковский обнаружил небольшой прудик в селе Всесвятском, который впоследствии неоднократно изображал почти с одного и того же ракурса в разное время года. «Лесное озеро» создавалось художником в осеннюю пору. Картина написана быстрыми динамичными мазками. Яркий колористический эффект – отражение золотистой листвы в синей воде, покрытой мелкой рябью, создает жизнерадостный настрой. О мастерстве передачи художником воды один из современников писал: «Она действительно живет и трепещет, переливаясь из темной лазури в сепию». Линия берега выделена контрастным светло-желтым цветом. Осенняя листва «горит» в лучах заходящего солнца, в синем небе высвечиваются белые легкие облака. Метод чередования холодных и теплых тонов был одним из излюбленных приемов русского импрессионизма.
Сходная композиция обнаруживается и в других пейзажах Жуковского начала 1910-х годов: «Озеро» (без даты, Музей-квартира И.И. Бродского), «Лесное озеро. Золотая осень» (1912, Харьковский художественный музей), «Синяя вода» (1914, частное собрание)