Жуковский Станислав (1873-1944)
Ветреная зимняя ночь
1919
Размер - 70,7 x 99
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.27307
Поступило по завещанию А.А. Жуковской. 1941
В начале XX века пейзажист Станислав Жуковский документировал жизнь русской провинции и старинных дворянских усадеб. Парк одной из таких усадеб изображен на картине «Ветреная зимняя ночь». Деревья подъездной аллеи создают горизонтальный ритм композиции, напоминающий о серии «Тополя» Клода Моне, а ночное освещение придает картине поэтическое звучание.
Жанр ноктюрна стал особенно популярным в европейской живописи в эпоху романтизма в середине XIX века, а в русском искусстве рубежа XIX и XX веков ноктюрны встречаются в живописи мастера «пейзажа настроения» Исаака Левитана и импрессиониста Константина Коровина. Тематически пейзаж Жуковского связан с эпохой романтизма. Идеи уединения и жизни на лоне природы, экзистенциального одиночества человека, временности его существования подчеркивается здесь пустотой заснеженного пространства, кажущейся покинутостью дома (снег лежит на крыльце, в глухих черных проемах окон – ни единого огонька) и холодным освещением.
Под влиянием обучения у Василия Поленова и Исаака Левитана Станислав Жуковский увлекся импрессионизмом. В «Ветреной зимней ночи» он работает пятном и создает эффект ночного неба чередованием синего и зеленого. Однако в отличие от французских импрессионистов Жуковский использует и черный цвет. А причудливый рисунок пересекающихся ветвей на фоне светлого неба и вторящие им тени на снегу придают всей картине большую орнаментальность.
Время создания картины совпадает с личностным кризисом, который переживает Жуковский после революции. В 1919 году художник переезжает из Москвы в Вятку, в 1921 году – возвращается, но уже через два года эмигрирует в Польшу. Среди работ этого периода помимо «Ветреной зимней ночи» выделяется жанровая сцена «В комнате» (1920) из Ростовского областного музея изобразительных искусств. Обе картины – ноктюрны, проникнутые атмосферой конца эпохи, меланхолией и ностальгией, которыми очевидно был подвержен художник в годы Гражданской войны, предшествовавшие его эмиграции.