Осенний вечер
Патрон шедевра
Жуковский Станислав (1875-1944)
Осенний вечер
1905
Размер - 75,2 x 115,1
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1614
Приобретено Советом галереи у автора. 1906
Станислав Жуковский – выдающийся мастер, продолживший традиции русского лирического пейзажа и достигший истинного совершенства в той его ветви, которая может быть названа усадебно-пейзажным жанром. Его работы пронизаны человечностью, лиризмом, природа в них, выражаясь словами Левитана, «профильтрована через темперамент художника». В самой любви художника к русской природе, в существе его интереса к многообразным проявлениям ее жизни заключены прежде всего традиции саврасовско-поленовской школы. Он опирался в своем творчестве не только на «пейзаж настроения» Левитана, но и на опыт Серова и Коровина, не повторяя ни одного из них.
Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1901 году, Станислав Жуковский стал одним из активнейших участников «Союза русских художников». В своем творчестве ему удалось воплотить «неповторимость бытия» – в восприятии природы в зависимости от времени суток, в солнечных эффектах, в переменах, происходящих от одного сезона к другому. Это пейзаж, окрашенный очень ярким, непосредственным авторским отношением. Продолжая линию «пейзажа настроения», он демонстрирует тонкое проникновение в смену состояний природы, умение найти в ней самой наиболее эмоционально выразительные мотивы.
Одна из лучших картин этого плана – «Осенний вечер» (1905), изображающая угол дома усадьбы Сигово в имении Колокольцевых на берегу озера Удомля в Тверской губернии. Краткий миг заката преображает и поэтизирует небольшой и тихий деревянный дом. Основное настроение пейзажа создается сопоставлением темной массы дома, огненно-оранжевого отражения заката в окнах, теплых бликов на стене и светлого, желтовато-бирюзового неба. «Осенний вечер» развивает тему усадьбы, которая считается одной из главных в творчестве мастера. Уходящие в прошлое дворянские гнезда приобретали в глазах художника романтическую окраску. И этот темный помещичий дом, и деревья, и закатное небо, связанные друг с другом, обретают одушевленность живых существ.