Красная комната
Патрон шедевра
Жуковский Станислав (1875-1944)
Красная комната
1939
Размер - 66 x 79,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1719
Поступило по завещанию В.Г. Дуловой. 2000
Картина «Красная комната», поступившая в коллекцию Третьяковской галереи в 2000 году из собрания В.Г. Дуловой (1909–2000), была написана, по свидетельствам родственников владелицы, в 1939 году по заказу самой Веры Георгиевны, знаменитой арфистки, солистки оркестра Большого театра и впоследствии профессора Московской консерватории. Личность заказчицы не могла не повлиять на произведение, созданное Станиславом Жуковским в период его жизни в Польше: хотя Вера Георгиевна построила успешную карьеру в СССР, она происходила из рода князей Дуловых, и тема русской усадьбы была ей особенно близка.
Виды и интерьеры русских усадеб появились в творчестве импрессиониста Станислава Жуковского еще в начале XX века, когда он искал свой путь в искусстве. В конце 1930-х годов возвращение к излюбленному сюжету выглядит как ностальгическое воспоминание о прошлом – как для художника, так и для его заказчицы. В «Красной комнате» натурных подробностей меньше, чем в работах начала XX века, произведение создает обобщенный образ русской усадьбы. Идеализация чувствуется как в выборе цвета (в интерьере преобладает теплый красный, создающий впечатление уюта), так и в пейзаже за окном – это безмятежный солнечный летний день.
Живописный эффект строится на контрасте: затемненная комната с картинами в золоченых рамах погружена в полумрак, за окном – яркое солнце, голубое небо и ослепительная зелень берез, вновь напоминающих о русской теме картины. Только несколько лучей солнца проникают в комнату и выхватывают из полумрака яркий букет. Он единственный во всем интерьере полон дыхания жизни, остальные предметы принадлежат миру прошлого. Границей между мирами служит полупрозрачная тюлевая занавеска: сквозь нее виден фрагмент голубого неба, она наполнена летним воздухом, но в то же время является частью старинной обстановки комнаты.
Ностальгический традиционализм Станислава Жуковского проявляется в композиции, построенной по принципу симметрии – в центре окно, под ним кресло и ковер, картине и туалетному столику слева соответствуют картина и диван справа. Колористическое решение выглядит не менее традиционно: весь интерьер комнаты, включая стены, обивку мебели и ковер, решен в красном цвете, дополнительный к нему зеленый преобладает в пейзаже.