С.Ю. Жуковского, всегда остававшегося «левитановцем по духу», волновали малейшие нюансы настроений природы и восприятия их человеком, пробуждение первых цветов и дымчатой зелени молодой листвы, ликование души при встрече с весной, олицетворением которой являлась Пасха. К теме пасхального стола художник впервые обратился в 1911 году, написав картину «Праздник весны» (частное собрание).
Пасха всегда была одним из самых значимых религиозных праздников в России, где большинство семей соизмеряли с ее наступлением годичное бытие. Дома наполняли ароматы ванили, сдобного теста и запах нежных гиацинтов, которые специально выращивали к этому дню. В России мода на голубые и лиловые душистые соцветия распространилась в XIX веке, а их название в переводе с греческого означает «цветок дождей», поскольку они начинают распускаться с наступлением теплых весенних ливней.
В центре композиции – главные атрибуты пасхального стола: большой кулич, горшочки с вытянувшимися первыми цветами, крашеные яйца выложены на тарелке и вокруг нее. Высокая керамическая ваза с сидящим агнцем и узкая пирамидка творожной пасхи напоминают о сакральном смысле праздничной трапезы. Игра фактур полированного дерева, блестящего фарфора, льняной ткани, плотной керамики, прозрачного стекла складывается в прихотливый узор. Синий ковер на полу, изысканная мебель 1840-х годов, картины на стенах создают атмосферу старины, особенно любимую художником. Произведение, по-видимому, написано в московской мастерской Жуковского, которая, по словам современника, была «обставлена с большой роскошью и вкусом. Старинная красного дерева мебель с бронзой ампир, <…> севрский фарфор и т.д.».
Впервые натюрморт был показан на XIII выставке
Союза русских художников в Петрограде. В Третьяковскую галерею картина поступила под названием «Пасхальный стол».