Жуковский Станислав (1875-1944)
Лунная ночь зимой
1899
Размер - 88,3 x 115
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1613
Приобр. Советом галереи в 1900
Картина написана в период обучения художника в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Жуковский рано нашел свою тему в живописи – жизнь русской усадьбы: пруды, аллеи, господские дома и хозяйственные постройки, интерьеры с портретами и мебелью прошлых эпох. Картины художника отмечены элегическим настроением, связанным с образами уходящей натуры – размеренным усадебным бытом и старинной архитектурой. Эмоционально интерпретируя усадебную тему, художник переосмыслил традицию «пейзажа настроения», созданного его учителем Исааком Левитаном.
Особое место в творчестве Жуковского занимает Тверская губерния, где художник жил в течение нескольких лет. Среди работ, написанных здесь, – «Радостный май» (1912, Третьяковская галерея). На картине «Лунная ночь» изображен барский дом усадьбы Всесвятское Вышневолоцкого уезда.
Тема лунной ночи в русском искусстве обычно получала романтическую интерпретацию. Однако Жуковский выбирает заведомо будничный, прозаический предмет изображения – жилой дом посреди сугробов. Необычен и отказ художника от соответствующей ночной теме темной красочной палитры. Живописец показывает сложный эффект отражения лунного света на снегу, создающий иллюзию почти дневного освещения.
Основное место в композиции занимают сугробы. Все дороги к дому, лестница из сада и лестница, ведущая на террасу, – все занесено снегом. Его обилие акцентировано срезом верха композиции: сугробы словно вытесняют постройку. Старое здание кажется необитаемым. Монохромная красочная гамма, уплощение архитектурных объемов, безжизненные оконные проемы, в которых отражается лунный свет, длинные тени от деревьев, ведущие к самой двери, – этими средствами художник мастерски передает призрачность ночного мира.
«Лунная ночь», удостоенная в 1901 году большой золотой медали, обозначила период обретения Жуковским профессиональной зрелости. В тот же год картина экспонировалась на 29-й передвижной выставке и имела большой успех. Полотно было высоко оценено Валентином Серовым, Ильей Остроуховым, дочерью Павла Третьякова Александрой Боткиной и куплено для собрания Третьяковской галереи.