Лето 1909 года Михаил Васильевич Нестеров, его супруга Екатерина Петровна (урожд. Васильева, 1879–1955) и их дети проводили на хуторе Княгинино, где они жили по приглашению княгини и друга Нестерова Н.Г. Яшвиль. Об этом месте художник вспоминал: «Хутор Княгинино был уголок рая. Это был сплошной фруктовый сад с двумя прудами <…> Славный малороссийский домик был обставлен на английский лад. Мы прожили там с небольшими перерывами девять лет – девять прекрасных, незабываемых лет…».
На хуторе Нестеров создал несколько портретов своей супруги. Чаще всего, как и в этой работе, художник изображал ее в минуты тихой гармонии. Молодая женщина в свободной блузе и с волосами, убранными в платок, погружена в вышивание. Ее душевному спокойствию созвучна природа: мягкий солнечный свет падает на плечи модели, на яркий букет цветов в вазе перед ней и густые кусты, окружающие дом-мазанку.
Екатерина Петровна стала женой Нестерова за несколько лет до создания портрета, в 1902 году. С первых же дней знакомства она привязала к себе художника «необычным, сердечным и умным вниманием к его искусству», тем, что она «любит все, что ему самому дорого». Екатерина Петровна до конца жизни Нестерова оставалась его верной спутницей и разделяла с ним все его радости и горести. Она пережила художника на 13 лет, многое сделав для сохранения памяти о своем супруге.