Нестеров Михаил (1862-1942)
Георгий Победоносец
1908
Размер - 97,8 x 39,7
Материал - холст на дереве
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-981
Приобретено у С.А. Китайгородской. 1982
Святой Георгий, претерпевший тяжкие страдания за Христа в эпоху гонений императора Диоклетиана (284–305), был причислен к лику великомучеников и, как победитель в духовной брани, стал именоваться Победоносцем. На Руси его почитание началось с правления киевского князя Ярослава Мудрого, сына равноапостольного князя Владимира, принявшего крещение с именем Георгий († 1054). Под его влиянием возникла традиция в старинных русских городах воздвигать Георгиевские храмы. В 1464 году великий князь Иоанн III украсил главные, Флоровские (Спасские) ворота Московского Кремля надвратной иконой – белокаменным скульптурным образом Георгия-змееборца. С этого времени Георгий Победоносец – всадник, поражающий змия, – стал гербом Москвы.
Великомученик и чудотворец Георгий Победоносец – пожалуй, второй святой после преподобного Сергия Радонежского, которому Нестеров уделял в своем искусстве большое внимание. Ему он посвятил не менее десяти произведений, среди которых четыре композиции для храма в Абастумани, два эскиза для образов надгробных часовен и две картины: «Рыцарь» (1897, Государственная Третьяковская галерея) и «Святая Русь» (1905, Государственный Русский музей). На последнем полотне Георгий Победоносец изображен вместе со святителем Николаем Чудотворцем и преподобным Сергием Радонежским, сопровождающими Христа из ворот монастыря навстречу страждущим людям.
«Георгий Победоносец» 1908 года стал уменьшенным повторением образа в алтарном простенке церкви во имя благоверного князя Александра Невского в Абастумани (1903). Святой представлен стоящим во весь рост, пронзая копьем коварного змия. Одевая великомученика в подобающие воину доспехи – рубаху-тельник, панцирь, перевязь (пояс), плащ с застежкой на плече, порты, сапоги-кампагии, стемму (украшенный камнями обруч, надеваемый на голову), Нестеров явно присматривался к древним изображениям. При этом он не копировал их, а изысканно стилизовал, используя характерные приемы стиля модерн.