Наталья Михайловна Нестерова (1903–2004) – дочь художника от его второго брака с Екатериной Петровной Нестеровой (урожд. Васильевой). Отец неизменно ценил ее живой, яркий характер (в одном из писем даже шутливо называл ее «дядей Наташей»).
На этом этюде 16-летняя девушка изображена со свободно льющимися волосами. Ее глаза опущены – вероятно, в читаемую книгу. Мы не видим ее взгляда, но по линии бровей и губ можно догадаться, что девушка не погружена в мечтательную созерцательность, что ее ум пытливо работает. Именно таких активных героев, «путь которых был отражением мыслей, чувств, деяний их», Нестеров впоследствии часто выбирал для своих портретов.
В 1919 году, когда был написан этюд, художник жил вместе с семьей в Армавире, покинув в конце 1917 года Москву, спасаясь от нехватки продовольствия и холода. Нестеров тяжело переживал произошедшую революцию и в мае 1918 года оставил в одном из своих писем такие строки: «Работа, одна работа имеет еще силу отвлекать меня от совершившегося исторического преступления! От гибели России…». Второй спасительной соломинкой была для Нестерова его семья. Поэтому неудивительно, что в Армавире художник пишет много портретов родных, поддерживавших его в этот кризисный период.
Наталья Михайловна Нестерова впоследствии стала издательским работником. Ее первым мужем был литературовед-пушкинист Михаил Дмитриевич Беляев, один из основателей Музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке. А вторым – Фёдор Сергеевич Булгаков, сын русского философа С.Н. Булгакова, изображенного на картине М.В. Нестерова «Философы».
Нестеров запечатлел Наталью Михайловну на множестве картин, самая известная из которых – «
Девушка у пруда. Портрет Н.М. Нестеровой» (1923).