Маковский Владимир (1846-1920)
Портрет художника Н.Н. Дубовского
1918
Размер - 48,7 x 38,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1704
Приобретено в антикварной галерее «Традиция и личность». 2000
На протяжении XX века имя Николая Дубовского (1859-1918) – одного из «столпов» Товарищества передвижных художественных выставок, оставалось в тени славы более известных публике современников живописца. Между тем с момента вступления в Товарищество мастер занимал одну из центральных позиций в решении дел объединения. Дом Дубовских (жена художника Фаина также входила в состав ТПХВ) на Екатерининском канале в С.-Петербурге слыл «душой» собраний передвижников, здесь частыми гостями бывали Иван Крамской, Илья Репин, Николай Ярошенко. Человек разносторонний, Дубовской организовывал музыкальные вечера и встречи живописцев с деятелями науки. Так, в орбиту общения художника входил выдающийся ученый, первый нобелевский лауреат по медицине и физиологии Иван Павлов, часто бывавший на собраниях "передвижников".
Жанровые работы Дубовского высоко ценил сам Лев Толстой, но интерес живописца всегда лежал в области пейзажа. Талант мастера был отмечен на Всемирной выставке в Париже в 1900 году малой серебряной медалью, а за представленные на Международной выставке в Мюнхене в 1913 году картины автор был удостоен малой золотой медали.
Натуру Дубовского всегда отличали скромность, преданность в служении делу и безграничная любовь к миру искусства и музыки. Речь его была четкая и простая, художник любил говорить на отвлеченные вопросы искусства и философии, в своих рассуждениях “погружаясь в особый, потусторонний, идеальный мир”. Как вспоминал современник, он был большого роста, с умным и деловитым выражением лица, его высокий лоб всегда напрягался мыслью. Таким смотрит на нас художник с портрета, исполненного его другом Владимиром Маковским. Портрет отличает лаконичное живописно-пластическое решение, лишенное ярких цветовых акцентов, что будто вторит внутренней цельности самой модели. Маковский написал портрет в тот момент, когда Товарищество уже не играло лидирующей роли в художественной жизни России, происходили конфликты между поколениями старших и младших «передвижников». В судьбе последних Дубовской всегда принимал живое участие.