Известный жанрист Владимир Маковский в своем творчестве уделял внимание и пейзажной живописи. В соответствии с тенденциями рубежа ХIХ–ХХ веков он создал ряд пленэрных работ, в которых воплотил нечто сиюминутное, быстро проходящее в природе. Нередко художник использовал подобные этюды в своих знаменитых жанровых картинах. Именно в таком ключе написан «Яблоневый сад». Пейзажная зарисовка вполне могла бы стать фоном для работы
«Варят варенье» (1876, Инв.600), хотя в этом более раннем произведении воплощен несколько иной мотив. Обе картины наполнены близким эмоциональным состоянием, возникающим благодаря живописи, пронизанной светом и теплом солнечных лучей. Этюдный характер «Яблоневого сада» позволил художнику непосредственно и живо передать «дыхание» природы. Солнечные блики, смоделированные с помощью тонких фактурных мазков на стволах, ветвях и траве, придают пейзажу трепетность и отражают движение воздуха. Они контрастируют с гладкими широкими, почти не различимыми мазками, которыми написан незыблемый, глубокий небесный свод. Теплая зеленовато-охристая цветовая гамма с вкраплениями красного и желтого оттенков придает произведению необыкновенную мягкость и ощущение света, льющегося изнутри.
Маковский изобразил сад в момент, когда сбор урожая находится в самом разгаре: на дорожках под яблонями – обилие сочных душистых плодов. Корзина, оставленная на минутку на земле, небрежно повязанная на сруб убогого, покосившегося сарая косынка, посуда, еще не убранная со стола, – все говорит о незримом присутствии человека. В этой пейзажной зарисовке художник словно вернулся к близкому ему формату жанрового полотна. Авторский «обжитой» пейзаж напоминает нам одну из его знаменитых картин-новелл, которую ненадолго «покинули» персонажи.